Левон Оганесович АКОПЯН

Музыковед, доктор искусствоведения, заведующий Отделом современных проблем музыкального искусства Государственного института искусствознания, член научной редколлегии Нового собрания сочинений Дмитрия Шостаковича, редактор интернет-журнала ГИИ «Искусство музыки. Теория и история».
Родился 9 сентября 1953 года в Ереване. Окончил Ереванский университет как микробиолог (1975), а затем Ереванскую консерваторию как музыковед (1981). Работал в Институте искусств АН АрмССР, занимаясь проблемами средневекового армянского церковного пения, защитил кандидатскую диссертацию на эту тему в московском Государственном институте искусствознания. С начала 1990-х гг. живёт в Москве. Докторская диссертация «Анализ глубинной структуры музыкального текста» опубликована в 1995 г. отдельным изданием.
Акопяну принадлежит монография о Д.Д.Шостаковиче, в которой, по мнению рецензента, «сталкиваются две задачи: создать отчетливую феноменологическую интерпретацию творчества Шостаковича и дать его полный обзор», в результате чего книга «открывает новые горизонты». Он автор популярной книги о Моцарте и предназначенного зарубежной аудитории обзора «Музыка советской эпохи. 1917–1987» (англ. Music of the Soviet Age, 1917–1987; Стокгольм, 1998). Важными трудами Акопяна стали его работы над сокращённым русским изданием «Музыкального словаря Гроува» (2001, 2-е изд. 2007) и авторской энциклопедией «Музыка XX века. Энциклопедический словарь». Перу музыковеда принадлежит солидное количество статей и исследований, опубликованных как в России, так и за рубежом. Он выступает также в роли переводчика; среди выполненных им переводов — «Общая психопатология» Карла Ясперса, сборник «Карл Густав Юнг о современных мифах» и др. Долгое время успешно выступал в известном интеллектуальном телешоу «Своя игра», а также был соведущим цикла передач «Актуальная музыка» на радио «Орфей». С 2007 г. и по настоящее время является редактором русской версии журнала Gramophone.
Книги
• Анализ глубинной структуры музыкального текста. — М.: Практика, 1995.
• Music of the Soviet Age, 1917–1987. — Stockholm: Melos, 1998.
• Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. — СПб.: Д.Буланин, 2004.
• Моцарт. Путеводитель. — М.: Классика XXI, 2006.
• Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. — М.: Практика, 2010.
• Music of the Soviet Era, 1917–1991. Farnham: Ashgate (in preparation).

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ

• Мелодические структуры средневекового армянского восьмигласия и хазовое (невменное) письмо // Историко-филологический журнал АН Армянской ССР, 1985, №2.
• Западные авторы о Шостаковиче: обзор и комментарий // Шостаковичу посвящается. М.: Композитор, 1997. С.17–26.
• Теория музыки в поисках «научности». Методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная академия, 1997, №1. С.181–189; №2. С.110–122.
• «Художественные открытия» Четырнадцатой симфонии // Музыкальная академия, 1997, №4. С.185–192.
• О точках соприкосновения между теоретическим музыкознанием и глубинной психологией // Музыкальная академия, 1999, №1. С.206–213.
• Symbolism of Alienation in Soviet Music // Lo Straniero (Napoli), 30 (1999).
• Эдгар Варез // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. М.: ГИИ, 2000. С.3–97.
• Отверженные детища Шостаковича: опусы 12, 14, 20 // Шостакович: между мгновением и вечностью. СПб.: Композитор, 2000. С.204–242.
• Восьмигласие как идея (на примере средневековой армянской гимнодии) // Православна монодiя: ii богословська, лiтургiчна та естетична сутнiсть. Науковий вiсник нацiональноi музичноi академii Украiни, випуск 15. Киiв, 2001. С.95–101.
• Музыка советской эпохи в «большом мире» // Музыкальная академия, 2002, №2. С.28–29.
• О переменных и постоянных компонентах понятия «хорошая музыка» // Музыкальная академия, 2004, №1. С.42–45.
• The Beginning and the End of the Soviet Avant-Garde: 1956–1982 // Duchowosc Europy Srodkowej i Wschodniej w muzyce konca XX wieku. Pod redakcja Krzysztofa Droby, Teresy Maleckiej i Krzysztofa Szwajgiera. Krakow: Akademia Muzyczna, 2004. P.73–79.
• Композиторы вне истории: о великих маргиналах музыки XX века // XX век и история музыки. Проблемы стилеобразования. М.: Государственный институт искусствознания, 2006. С.141–154.
• “Ich hab euch niemals geliebt, ihr Gotter!” Sostakovic und die proletarische Musik // Osteuropa, 56, 8 (2006). Dmitrij Sostakovic. Grauen und Grandezza des 20. Jahrhunderts. S.109–118.
• Zur Symbolik von Zwolftonreihen im Spatwerk Sostakovics // Dmitri Schostakowitsch. Das Spatwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext. Hochschule fur Musik Carl Maria von Weber Dresden, 2006. S.183–194.
• Музыка как отражение человеческой целостности // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. Ред.-сост. М.Г.Арановский. М.: URSS, 2007. С.70–81.
• Эдгар Варез; Мортон Фелдман; Лу Харрисон; Конлон Нэнкэрроу // Музыкальная культура США ХХ века. Учебное пособие. Отв. ред. М.В.Переверзева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2007. С.141–155; 302–307; 307–309; 309–313.
• Шостакович, Пролеткульт и РАПМ // Dmitrij Sostakovic tra musica, letteratura e cinema. A cura di Rosanna Giaquinta // Firenze, Leo S. Olschki, 2008. С.97–106.
• Большие теоретические концепции в музыкознании: свет и тени // Науковий вiсник Национальноi музичноi академиi Украiни именi П.I.Чайковського. Випуск 80. Наука про музику сьогоднi: проблеми та перспективи. Киiв, 2009. С.52–70. Перепечатано в: Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Материалы Международной научной конференции 21–23 октября 2008 года. М.: РАМ им.Гнесиных, 2009. С.55–68; Этот многообразный мир музыки… Сборник статей к 80-летию М.Г.Арановского. М.: ГИИ, 2010. С.67–77.
• La musique sovietique de Lenine a Staline (1917–1953). Les meandres de l’histoire // Lenine, Staline et la musique. Paris: Fayard, 2010. P. 21–39.
• Картинки к Апокалипсису: об одной знаковой оратории // Композиторская техника как знак. Сборник статей к 90 летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. Петрозаводск: ПГК им.Глазунова, 2010. С.241–251.
• По следам Шенкера: редукционизм // Музыкально-теоретические системы XX века. М.: Музиздат, 2011. Воспроизведено в: Искусство музыки. Теория и история, №6, 2012. С.104–124.
• Джачинто Шельсипян Л. // Искусство музыки. Теория и история, №1–2, 2011. С.154–207.
• Музыкальность Хармса // Научный вестник Национальной музыкальной академии Украины имени П.И.Чайковского. Вып.98. Мир музыковедения: стратегии, дискурсы, сюжеты. Елене Сергеевне Зинькевич посвящается. Киев: НМАУ им.П.И.Чайковского, 2011. С.270–281. Перепечатано в: Сто лет русского авангарда. Сборник статей. Автор проекта и научный редактор М.Катунян. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. С.365–372.
• Жан Барраке (1928–1973) // Искусство музыки. Теория и история, №3, 2012. С.115–173.
• Hakobian, L. The Reception of Soviet Music in the West: a History of Sympathy and Misunderstandings // Musicology. Journal of the Institute of Musicology of the Serbian Academy of Sciences and Arts (Музикологиja. Часопис Музиколошког института Српске академиjе наука и уметности), no. 13, 2012. P.125–137.
• Четырнадцатая симфония [Пояснительная статья, пояснительные замечания] // Дмитрий Шостакович. Новое собрание сочинений. Серия I. Симфонии. Т.29. Симфония №14. Переложение автора для пения с фортепиано. М.: DSCH, 2012. С.97–100, 167–168.
• Пятнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича [Пояснительная статья] // Дмитрий Шостакович. Новое собрание сочинений. Серия I. Симфонии. Т.15. Симфония №15. Партитура. М.: DSCH, 2012. С.157–160.
• Одиннадцатая симфония [Пояснительная статья, пояснительные замечания] // Дмитрий Шостакович. Новое собрание сочинений. Серия I. Симфонии. Т.26. Симфония №11. Переложение автора для фортепиано в 4 руки. М.: DSCH, 2013. С.158–160, 189.
• Роберто Герхард (1896–1970) // Искусство музыки. Теория и история, №7, 2013. С.56–119.
• Религиозный аспект в поздней советской музыке: от Д.Д.Шостаковича и далее // От искусства оттепели к искусству распада империи. Сб. статей. Отв. ред. Н.А.Хренов. М.: ГИИ, Канон+, 2013. С.272–285.
• «Нос» // Шостакович в Ленинградской консерватории. 1919–1930. Т.3. СПб.: Композитор. 2013. С.123–143.
• Эволюция и метаморфозы традиционных музыкально-теоретических категорий в новой музыке. Глава 2. Мелодия // Искусство музыки. Теория и история, №10–11, 2014. C.126–227.
• Shostakovich and Prokofiev: an essay in comparative characterology // Studia Slavica Musicologica, 55. Deutsche Schostakowitsch-Gesellschaft (Hrsg.) Schostakowitsch, Prokofjew und andere Komponisten. Analysen und Studien (Schostakowitsch-Studien, Bd.11). Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2014. S.165–172.
• Der Weg zur Pleroma. Die harmonische Sprache des spaten Skrjabin // MusikTheorie. 30. Jahrgang. Heft 2. 2015. S.101–122.
• Опера «Нос». История премьеры. Рукописные источники текста // Дмитрий Шостакович. Новое собрание сочинений. Серия IV. Сочинения для музыкального театра. Т.51. «Нос». Клавир. М.: DSCH, 2015. С.338–340, 355–363.
• Откровение об «Откровении»: «Книга с семью печатями» Франца Шмидта // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Научно-аналитический, научно-образовательный журнал. Нижегородская государственная консерватория (академия) им.М.И.Глинки, 2015. №3 [37]. С.18–27.
• Nowa opera rosyjska w Rosji i za granica // Opera wspolczesna i teatr muzyczny wobec przemian technologicznych, kulturowych i gospodarczych. Teatr Wielki im. Stanislawa Moniuszki w Poznaniu, 2015. S.210–216. [English version: New Russian Opera in Russia and Abroad. Ibid. P.218–224].
• Первый британский «авангардист» — Роберто Герхард // Liber amicorum Людмиле Ковнацкой. Санкт-Петербург: БиблиоРоссика, 2016. С.172–184.
• Weinberg’s Position in Russian Context: From an Insider’s Viewpoint // Die Tonkunst. Jg.10 (2016), 2. P.130–134.

НАУЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ

• К.Г.Юнг. Дух и жизнь. — М.: Практика, 1996.
• К.Ясперс. Общая психопатология. — М.: Практика, 1997.
• Музыкальный словарь Гроува.— М.: Практика, 2001, 2-е издание, расширенное и дополненное, 2007.
• Тематико-библиографический указатель сочинений П.И.Чайковского (на английский). — М.: Музыка, 2006.
• Ева и Пауль Бадура-Скода. Интерпретация Моцарта. — М.: Музыка, 2011.
• М.Томашевский. Шопен. Человек, творчество, резонанс. — М.: Музыка, 2011.