Андрей Яковлевич ЭШПАЙ

Эшпай Андрей Яковлевич (1925, г.Козмодемьянск, Мари Эл – 2015, Москва) — один из самых известных и самых авторитетных композиторов современности, из плеяды корифеев Московской композиторской школы — школы Н.Я.Мясковского, Е.К.Голубева и А.И.Хачатуряна. Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Ленинской премии, Народный артист СССР, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР, заслуженный деятель искусств Мордовской АССР, заслуженный деятель искусств Якутской АССР. Лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства, Премии Российского Авторского Общества. Награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Отечеcтвенной войны II степени, Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Ленина, Орденом «За заслуги перед отечеcтвом» IV cтепени, Орденом Дружбы.
А.Я.Эшпай — личность поистине легендарная. Восемнадцатилетним юношей он ушел на фронт. Переводчиком во взводе разведчиков Первого Белорусского фронта дошел с войсками до Берлина. Как композитор, еще будучи студентом Московской консерватории, стремительно достиг высот мастерства и быстро завоевал признание как среди профессиональных музыкантов, так и среди широкой публики. Ученик Н.Я.Мясковского, Е.К.Голубева, А.И.Хачатуряна и В.В.Софроницкого, он оставался верным продолжателем заветов своих учителей: «Быть искренним, пламенеть к искусству и вести свою линию». Не задаваясь целью быть новатором, А.Эшпай именно таковым и являлся. Он никогда не подстраивался под музыкальную моду, сложившиеся стереотипы, решительно отвергал «механическое» конструирование форм. Он последовательно развивал свои природные качества, сохранял искренность высказывания. В его музыке чувствуются светоносность, открытая эмоциональность, непосредственность, легкость, демократичность – как синонимы высокой простоты, психологическая глубина и твердая эстетическая позиция. На протяжении многих десятилетий А.Я.Эшпай неуклонно вел свою линию, пламенея к искусству. Его творчество цельно и едино. Его собственный стиль определяет то единственное место, которое занимает его музыка в истории отечественной культуры – музыка живая, сочная, со своим неповторимым лицом.
Жанровая орбита творчества А.Я.Эшпая обширна: балеты «Ангара» и «Круг», девять симфоний (Третья и Восьмая посвящены отцу — одному из основоположников марийской профессиональной музыкальной культуры — Якову Андреевичу Эшпаю), концерты — «золотая серия» для всех инструментов симфонического оркестра, впечатляющие примеры неисчерпаемости имеющего многовековую историю жанра, «Песни горных и луговых мари», симфоническая картина «Переход Суворова через Альпы», «Игры», симфонические картины «Сны», «Largamente» памяти Е.К.Голубева и «Рефрен» для большого симфонического оркестра, кантатно-ораториальные и камерные произведения, джазовые композиции, музыка для театра и кино (он автор музыки к более 60 кино- и телефильмам). Песни Эшпая, удивительно мелодичные, заняли прочное место в современном музыкальном быту, их постоянно включают в свой репертуар многие известные исполнители самого популярного среди слушателей жанра. Достаточно назвать лишь некоторые — «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной»), «Два берега», «А снег идет», « Я сказал тебе не все слова», «Песня об иве», «Что знает о любви любовь», «Зашумит ли клеверное поле»…
За простым перечислением сочинений А.Я.Эшпая стоит колоссальный труд, требующий мобилизации как душевных, так и физических сил. Очень важно, что сочинения композитора постоянно звучали в концертах, по радио не только в России, но и за рубежом. Если же все его опусы умножить на количество оркестров-исполнителей, а затем сложить с их составами, то получится, что целая армия первоклассных музыкантов играла и, хочется надеяться, будет играть сочинения Эшпая. Среди вдохновенных пропагандистов его музыки в прошлом и настоящем — дирижеры С.Самосуд, К.Иванов, Е.Светланов, Г.Рождественский, О.Лундстрем, В.Гергиев, Ю.Темирканов, В.Понькин, Цунг Е, Э.Инбал, Л.Митчел, В.Федосеев, М.Яклашкин; скрипачи Э.Грач, М.Яшвили, В.Третьяков, Л.Дмитерко, Д.Кох; пианисты Т.Николаева, Н.Петров, В.Крайнев; альтист Ю.Башмет, гобоист А.Любимов, кларнетист Н.Кокс, контрабасист Р.Комачков, саксофонисты М.Леонард и С.Гурбелошвили, флейтисты И.Матуш и В.Шапкин; певцы В.Трошин, М.Кристалинская, М.Бернес, Е.Кибкало, Э.Хиль, Л.Зыкина, С.Ротару, Л.Гурченко, И.Кобзон…
До последних дней своей жизни А.Я.Эшпай продолжал активно творить. Каждый год его премьеры украшали программы Международного музыкального фестиваля современной музыки «Московская осень». И на 37-й «Осени»-2015 прозвучала очередная премьера — «Lamento и Токката» для оркестра. Каждое новое сочинение А.Я.Эшпая свидетельствовало о твердости художнической позиции Музыканта-созидателя, Мастера своего дела, который по праву считается Классиком отечественной музыки. Он находил душевные силы в творчестве. И процессам распада противопоставлял свое гармоничное и жизнеутверждающее искусство, свою искреннюю и чистую музыку: «Время большой музыки не прошло, как не кончились люди. И это — Божий дар» (Андрей Эшпай).