Григорий Самуилович ФРИД

9 (22) сентября 1915, Петроград — 22 сентября 2012, Москва. Композитор, художник, литератор, музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Лауреат Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (1996). Золотая медаль Союза московских композиторов (2010).
Среди государственных наград — Орден Красной Звезды (1945), Орден Отечественной войны II ст. (1985).
Окончил Московскую государственную консерваторию (1939) и аспирантуру (1948) по классу композиции В.Я.Шебалина.
С 1939 по 1945 год служил в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны.
Преподавал композицию в Музыкальном училище при Московской консерватории (1947–1961). В числе учеников: М.Дунаевский, К.Волков, А.Вустин, Г.Гладков, В.Калистратов, Н.Корндорф, Т.Смирнова, В.Успенский.
Автор двух моноопер, четырех симфоний, четырех инструментальных концертов, большого числа камерно-инструментальных и вокальных произведений, музыка для детей, музыки к радиопостановкам, театральным спектаклям, кинофильмам.
Подлинную творческую зрелость он обрел во второй половине 1960-х годов, когда ему было уже за 50. Тогда же он занялся живописью и вместе с группой энтузиастов основал Московский молодежный музыкальный клуб (МММК, 1965), которым руководил немногим менее полувека 47 сезонов, в течение которых прошло около 1300 «четвергов». Как художник участвовал в выставках, прошли три персональный выставки.
В «Клубе Фрида», как называла его московская интеллигенция, в полной мере реализовались просветительские устремления музыканта. Они уходят корнями в довоенные студенческие годы, когда вместе с однокурсником он создал творческий кружок для знакомства с новой и редко звучащей музыкой. Активными участниками кружка были А.Ведерников и С.Рихтер; собрания часто посещал Г.Нейгауз, с лекцией о Малере выступил И.Соллертинский. Затем Фрид был одним из ведущих Университета музыкальной культуры в Доме актера. Но только в МММК Фриду и его соратникам удалось реализовать принципы работы, о которых он давно мечтал: привлечь молодежную аудиторию и проводить вечера в форме живой дискуссии. Думаю, говорил Фрид, что «это было единственное публичное место в СССР, где можно было свободно, без предварительного согласования выйти к микрофону и сказать в зал всё, что думаешь». Здесь звучала разных эпох и стран, выступали крупнейшие исполнители, композиторы, режиссеры, литераторы, философы, ученые, богословы, здесь проходили авторские вечера Шнитке, Губайдулиной, Денисова, Канчели — в те времена, когда их музыке было крайне трудно пробиться к слушателю.

Все виды деятельности были для Фрида творчеством, и объединял их дух размышления. Он явственно различим и в страницах медленной тихой музыки, отличающихся глубокой сосредоточенностью высказывания. И в его загадочных живописных полотнах, которые словно приглашают к раздумью. И в литературных трудах, где каждый факт, образ, описание подвергаются осмыслению – без тени дидактики, без окончательных ответов (излюбленный знак пунктуации автора – вопросительный знак). И, конечно, в клубе, где перед аудиторией ставились проблемы, решения которых не знал он сам, что и порождало интеллектуальное напряжение, столь ценившееся посетителями.
Еще одна сквозная тема — творчество, его природа, художник, тайна создания произведения.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Монооперы
«Дневник Анны Франк», для сопрано и малого симфонического оркестра. Либретто Г.С.Фрида по книге «Дневник» Анны Франк (1969).
«Письма Ван Гога», для баритона и камерного ансамбля (камерного оркестра). Либретто Г.С.Фрида по письмам Винсента Ван Гога к брату Тео (1975).

Симфоническая музыка
«Торжественная увертюра» для большого симфонического оркестра (1937).
Первая симфония (1939).
«Календарь природы», сюита для малого симфонического оркестра по мотивам произведений М.Пришвина (1949).
«Веселая сюита» для большого симфонического оркестра в 4-х частях (1953).
Вторая симфония («Лирическая», 1955).
«Праздничная увертюра» для большого симфонического оркестра (1958).
Третья симфония для струнного оркестра с литаврами (1964).
Концерт для альта и камерного оркестра (1965).
Концерт для тромбона с оркестром (1967)
Концерт для альта, фортепиано и струнного оркестра (1981).

Камерно-инструментальные ансамбли
Соната для скрипки и фортепиано (юношеская, 1935).
Первый квартет (1936).
Второй квартет (1947).
Третий квартет (1949).
Сонатина для гобоя и фортепиано (1949).
Сонатина для флейты и фортепиано (1950).
Соната для виолончели и фортепиано №1 (1952).
Соната для скрипки и фортепиано №1 (1952).
Четвертый квартет (1957).
Соната для виолончели и фортепиано №2 (1959).
Ария и интермеццо для виолончели и фортепиано (1961).
Дивертисмент для скрипки и фортепиано (1962).
Соната для скрипки и фортепиано №2 (1964).
Соната для кларнета и фортепиано №1 (1966).
Соната для скрипки и фортепиано №3 (1968).
Соната для альта и фортепиано (1972).
Соната для кларнета и фортепиано №2 (1972).
Шесть пьес для струнного квартета (1972).
Трио-соната для трех кларнетов (1974).
Шесть пьес для альта и фортепиано (1975).
Пятый квартет (1977).
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1981).
Фантазия для виолончели и фортепиано (1982).
Соната для кларнета и фортепиано №3 (1982).
«Федра», квинтет для солирующего альта, двух скрипок, виолончели и фортепиано (1985).
Соната для альта и фортепиано №2 («Федра», 1985).

Фортепианная музыка
Токката (1935).
Семь пьес для детей (1960).
Альбом пьес для детей (1960).
Инвенции (1962).
«Венгерский альбом» (1966).
Одиннадцать пьес для детей (1971).
Соната №1 (1973).
Соната №2 (1974).
Соната для двух фортепиано (1984).

Музыка для оркестра русских народных инструментов
«Сказы» («Данилушкин рожок», «Ящерки», «Слезы-изумруды», «Синюшкин колодец», 1948).
«Пять русских пьес» (1952).
«Незатейливые пьесы» (1959).
«Лес шумит», сюита по мотивам В.Короленко (1961).
«Правда – хорошо, а счастье лучше», сюита из музыки к спектаклю (1965).
Четыре оркестровые картины («Ночное поле», «Дальние тропы», «Ненастье», «Звоны», 1970).
«Ладога», северная поэма (1987).

Вокальные произведения (камерные и хоровые)
Четыре песни на слова Р.Бёрнса («Шелла о’Нил», «Дженни», «Финдлей», «Всю землю тьмой заволокло», 1945).
Два сонета (№66, №73), «Музыка» на слова У.Шекспира в переводе Б.Пастернака (1946).
Шесть романсов на слова А.Пушкина (1949).
Романсы на стихи армянских поэтов (1949).
Семь хоров без сопровождения (женск. или мальч., 1951).
«Перед бурей» — цикл хоров без сопровождения (1958).
Сонеты Шекспира в переводе С.Маршака («Когда часы мне говорят», «Как тяжко мне», «Бог Купидон», «Трудами изнурен», «Когда в раздоре», 1959).
«Земля моя», кантата для солиста, хора и оркестра русских народных инструментов (1962).
«Радуга», цикл для хора в сопровождении камерного оркестра на слова С.Галкина (1963).
«Федерико Гарсия Лорка. Поэзия», вокально-инструментальный цикл для сопрано, тенора, кларнета, виолончели, фортепиано и ударных (1973).
Вокальный цикл «Зима» на стихи Л.Комоэнса (1990).
На стихи английских поэтов. Песни разных лет (1999).

Музыка к радиопостановкам
«Хорошо» (В.Маяковский).
«Владимир Ильич Ленин» (В.Маяковский).
«Мальчик Итте» (северная сказка).
«Нильс и королевские зайцы».
«Хозяйка Медной горы» (П.Бажов).
«Флаги над городом» (А.Фадеев).
«Дальние страны» (А.Гайдар).
«Братья Лю» (китайская сказка).
«Королевство кривых зеркал» (В.Губарев).
«Андрейка едет к солнцу» (Г.Мамлин).
«Счастье Яромила» (С.Могилевская).
«Жолио Кюри».
«Миклухо-Маклай».
«Остров сказок» (С.Богомолов).
«Слепой музыкант» (В.Короленко).
«Два брата».
«Зося и Янина».
«Волшебный жемчуг».
«Под чужим небом».
«Пляшущие человечки» (А.Конан Дойл).

Театральные постановки
«Коллеги» (В.Аксенов). Малый театр.
«Федра» (Ж.Расин). Малый театр, режиссер Б.Львов-Анохин.
«Человек, который смеется» (В.Гюго). Малый театр, режиссер И.Ильинский.
«Доходное место» (А.Островский). Малый театр, режиссер В.Бейлис.

Музыка к драматическим спектаклям
«Соломенная шляпка» (Э.Лабиш-Эрдман). Центральный театр кукол, режиссер С.Образцов.
«Волшебная калоша» (Г.Матвеев). Центральный театр кукол, режиссер С.Образцов.
«Правда — хорошо, а счастье лучше» (А.Островский). Малый театр, режиссер Б.Бабочкин.
1965 «Вишневый сад» (А.Чехов). Театр Советской Армии, режиссер М.Кнебель.
«Влюбленный лев» (Ш.Дейлени). Театр Советской Армии, режиссер М.Кнебель.
«Король-Фанфарон» (П.Гаммара). Театр им. Моссовета, режиссер Н.Михоэлс.
«Таланты и поклонники» (А.Островский). Театр им. В.Маяковского, режиссер М.Кнебель.
«Дядюшкин сон» (Ф.Достоевский). Театр им. В.Маяковского, режиссер М.Кнебель.
«О женщине» (Э.Радзинский). МХАТ, режиссер Б.Львов-Анохин.
«Традиционный сбор» (В.Розов). Центральный детский театр, режиссер М.Кнебель.
«Тот, кто получает пощечины» (Л.Андреев). Театр Советской Армии, режиссер М.Кнебель.
«А зори здесь тихие» (Б.Васильев). Театр Советской Армии, режиссер Б.Эрин.
«Бесприданница» (А.Островский). Театр Советской Армии, режиссер Б.Эрин.
«Мы – русский народ» (В.Вишневский). Театр Советской Армии, режиссер А.Горяев.
«Васса Железнова» (М.Горький). Театр Советской Армии, режиссер А.Бурдонский.
«Лес» (А.Островский). Малый театр, режиссер И.Ильинский.
«Долгожданный» (А.Салынский). Театр им. В.Маяковского, режиссер В.Кондратьев.
«Головокружение» (В.Саркисов). Малый театр, режиссер В.Бейлис.
«Мамуре» (Ж.Сарман). Малый театр, режиссер Б.Львов-Анохин.
«Красавец мужчина» (А.Островский). Малый театр, режиссер М.Владимиров.
«Дом» (Ф.Абрамов). Театр им. Н.Гоголя, режиссер Б.Голубовский и В.Боголепов.
«Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский). Театр Советской Армии, режиссер П.Хомский.
«Часы без стрелок» (Б.Рахманин). Театр Советской Армии, режиссер Ю.Еремин.
«Незрелая малина» (И.Губач). Малый театр, режиссер А.Бурдонский.
«Человек, который смеется» (В.Гюго). Малый театр, режиссер И.Ильинский.

Музыка к кинофильмам
«Дым в лесу». «Мосфильм», режиссер Ю.Челюкин и Е.Карелов.
«Тимур и его команда». Одесская киностудия, режиссер С.Линков.
«Маршал Революции». Одесская киностудия, режиссер С.Линков.
«Крик гагары». «Ленфильм», режиссер С.Линков.
«Ленин в Париже». «Мосфильм», режиссер С.Юткевич.
«Вознаграждение — 1000 франков». Центральное телевидение, режиссёр В.Бровкин.
«Лучшие годы». Одесская киностудия, режиссер С.Линков.
«Берег его жизни» Одесская киностудия, режиссер Ю.Соломин.

Книги
1. Музыка — общение — судьбы: О Московском молодежном музыкальном клубе: Ст. и очерки. М., 1987.
2. Музыка! Музыка? Музыка… и молодежь. М., 1991.
3. Дорой раненой памяти: Воспоминания. М., 1994.
4. «Дыханием цветов…» Письма к внуку. М., 1998.
5. Путешествие на невидимую сторону рая. М., 2002.
6. Лиловый дрозд: Роман. М., 2004.

Избранные статьи и интервью (в хронологическом порядке)
1. Нужное дело // Советский музыкант. 1939. Май.
2. Фронтовые заметки // Советская музыка. 1947. №3.
3. О войне, о творчестве // Музыка России. Вып.5. М., 1984.
4. Возрождение зависит от нас // Советская музыка. 1989. №8.
5. 66 лет тому назад… // Музыкальная жизнь. 1989. №21.
6. Он смотрел на мир добрыми глазами [Воспоминания о М.Р.Раухвергере] // Советская музыка. 1990. №2.
7. Путешествие из Петербурга 1790-го в Москву 1990-го // Советская музыка. 1990. №8.
8. Делай возможное (интервью В.Зарудко) // Музыкальная академия. 2001. №1.
9. Учитель и друг // Г.И.Литинский. Жизнь. Творчество. Педагогика. М., 2001.
10. [Воспоминания о А.Шнитке] // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». Вып.3. М., 2003.
11. «Жизнь кажется мне прекрасной» (интервью Р.Саркисовой) // Музыкальная жизнь. 2004. №1.
12. Я стараюсь все время работать // Культура. 2005. Сентябрь.

Статьи о Г.С.Фриде
Шлифштейн С. О музыке Григория Фрида // Избранные статьи. М., 1947.
Рабинович Д. Григорий Фрид и его Четвертый струнный квартет // Советская музыка. 1959. №9.
Берков В. Новые романсы Григория Фрида // Советская музыка. 1961. №2.
Кривицкий Д. Одноактная опера // Советская культура. 1979.
Графов Э. Это было недавно // Советская культура. 1984.
Садых-заде Г. Ван Гог и его alter ego // Ленинградская культура. 2009. №12.
Вустин А. «Есть в дожде откровение...» // Музыкальная академия. 2005. №3.
Цукер А., Селицкий А. Художник, воспитай себе аудиторию // Советская музыка. 1988. №10.
Селицкий А. Об авторе и его книге // Фрид Г. Путешествие на невидимую сторону рая. М., 2002.
Селицкий А. Синяя Птица Григория Фрида // Фрид Г. Лиловый дрозд: Роман. М., 2004.
Селицкий А. Камерная опера // История отечественной музыки второй половины XX века: Учебник. СПб, 2005.
Селицкий А. «В России нужно жить медленно» (Григорий Фрид: время и место) // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: Сб. статей. Ростов н/Д., 2005.
Селицкий А. Девять десятых века. К 90-летию Г. С. Фрида // Селицкий А. Музыковедение — океан возможностей. Избр. статьи. Ростов н/Д, 2012.
Цукер А. Григорий Фрид: вариации длиною в жизнь // Музыкальная академия. 2013. №3.