Людмила Владимировна КАРАГИЧЕВА-БРЕТАНИЦКАЯ

Людмила Владимировна Карагичева-Бретаницкая (1920–2015) — музыковед, учёный, исследователь, кандидат искусствоведения, педагог, воспитатель целого ряда поколений азербайджанских (да и не только) музыковедов, публицист, критик. Фигура, представлявшая то лучшее – глубокое, вдумчивое, энциклопедическое, качественно литературное – что было в советской музыкальной науке. Ведь, как ни относись нынче к нашему прошлому, невозможно отрицать, что кругозор, объём и размах постижения Музыки и Музыкальных процессов в советском музыкознании был уровня высочайшего. И наиболее яркие его представители являли собой не столько само музыковедение, сколько образ Учёного-гуманитария, пытающегося, посредством музыкального, осмыслить проблемы мирозданья и бытия. Пожалуй, термин гуманитарий в самом широком его толковании (от гуманизма до постижения духовных, нравственных и культурных основ музыкального мира) точнее всего характеризует жизнь и творчество Карагичевой. Найдите книгу Людмилы Владимировны «Кара Караев. Личность. Суждения об искусстве», или почитайте её статью «Симфонические гравюры «Дон-Кихот» (об одном аспекте трагического у Караева)», и убедитесь: это не только блестящий музыковедческий ум, но, а может, прежде всего, явление общегуманитарное и философское.

Людмила Владимировна Карагичева — выдающийся ученый, последний из плеяды азербайджанских советских музыковедов, принесших заслуженную славу своей республике. Профессор, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР. Но разве именно это столь важно? Ушел Человек, подлинный интеллигент, интеллектуал, общение с которым было всегда в радость, которого мы, младшие коллеги и ученики, будем помнить всегда. Светлая память… (Фарадж Караев).

Она родилась 19 августа 1920 года в Майкопе. Переехав в Баку, в 1948-м окончила Азербайджанскую государственную консерваторию, и многие десятилетия преподавала в родной alma mater различные теоретические дисциплины. Помимо курсов зарубежной музыки, оперной драматургии, музыкальной критики, Карагичева была одной из первых, кто начал читать лекции по современному искусству, знакомя студентов с малоизвестными тогда композиторскими именами и сочинениями и открывая для них мир новых звуковых путей, технологий и структур. Благодаря Людмиле Владимировне, в азербайджанском музыкознании — что ранее являлось скорее исключением, чем правилом — возникает интерес к исследованию новой музыки и новых композиционных закономерностей. И в дальнейшем это становится одной из его тем и направлений. С именем Карагичевой связывается и ещё одна важная музыковедческая тенденция. Для национальной, в то время только набирающей ход и заявляющей о себе композиторской школы, возможно, это оказалось если не решающим, то, безусловно, стратегическим и перспективным. Обращение к творчеству азербайджанских композиторов, критическое осмысление их произведений, взглядов, позиций и пониманий современной музыкальной жизни. Практически нет ни одного, в те годы, яркого, талантливого азербайджанского композиторского имени, о котором Людмила Владимировна не написала бы критической статьи или монографии и популяризации которого бы немало поспособствовала. Перу Карагичевой также принадлежат труды в области азербайджанского музыкального театра, участие в составлении композиторских справочников и тексты в учебниках национальной музыкальной истории, она неоднократно обращается к творчеству классиков русской музыки. Особый интерес здесь представляют две её работы: «К истории темы «Персидского хора» М.И.Глинки» и «Любопытный документ «русского ориентализма».
Действительно, музыковедческие интересы Людмилы Владимировы удивляют разнообразием и охватом. И всё же, самое главное, самое приоритетное в её деятельности связано с жизнью и искусством Кара Караева. В азербайджанской (а, пожалуй, и во всей советской, ведь Кара Караев был классиком советской музыки!) музыкальной науке существует, пусть и не совсем официальный, термин «караеведение». И термин этот означает направление, которое было создано основным исследователем караевского творчества Л.В.Карагичевой. Книги, статьи, аналитические материалы, газетные рецензии и заметки, тексты в толстых журналах и специализированных сборниках… Вряд ли даже сама Людмила Владимировна могла бы назвать точное количество своих работ по Караеву.
Значение этих работ переоценить трудно. На примере жизни и творчества одной ярчайшей личности исследуются истории, судьбы, взаимоотношения, противоречия, частности, общности, полярности и взаимодействия восточного и западного, европейского и национального, симфонического и фольклорного, мугамного, мажоро-минорного и азербайджанско-ладового… Диалоги и полидиалоги культур, жанров, языков, типов музыкальных мышлений, форм, мелодик, ритмик… После Карагичевой, кто бы ни писал о проблемах музыки Запада и Востока, о вопросах синтеза национального и европейского, должен учитывать не только музыкальную составляющую, но глубоко понимать (и вникать) философские, эстетические, ментальные, ритуальные, художественные и этические аспекты (и контексты) разных культур, школ и традиций. Без этого, без оглядки на Людмилу Владимировну, любое исследование в данной области будет сегодня выглядеть примитивным и плоским.

Людмила Карагичева – человек тончайшего художественного вкуса и понимания художественных процессов. Человек, бесконечно преданный своему делу и своей идее, которую она на протяжении долгих лет убедительно отстаивала в своих научных трудах и исследованиях. Её потеря – потеря не только для азербайджанского, но и для всего советского и постсоветского музыкального пространства (Юрий Корев).

А вообще, замечательная семья жила некогда в Баку. Сама Людмила Владимировна. Муж – Леонид Семёнович Бретаницкий – умница, эрудит, ведущий специалист в области архитектуры, автор целого ряда серьёзных книг и работ. Дочь – Алла Леонидовна Бретаницкая – талантливый музыковед, критик, теоретик, уехав из Баку, много лет работала в редакции «Советской музыки» и «Музыкальной академии» (с 1972-го и до последних дней)…

ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ

Карагичева Л. Кара Караев. Личность. Суждения об искусстве. — М., 1991.
Карагичева Л. Симфонические гравюры «Дон-Кихот» (об одном аспекте трагического у Караева) // Кара Караев. Статьи. Письма. Высказывания / редактор-составитель: Л.В.Карагичева. — М., 1978. С. 266–314.
Карагичева Л. К истории темы «Персидского хора» М.И.Глинки // Учёные записки Азербайджанской государственной консерватории. — Баку, 1974, № 2.
Карагичева Л. Любопытный документ «русского ориентализма» // Советская музыка, 1974, № 2.

Р.Фархадов