Галина Вартановна КОЧАРОВА

Известный музыковед-исследователь, педагог, музыкальный критик (22 января 1944 г. – 30 января 2020 г.).
Родилась в г.Баку Азербайджанской ССР. В 1967 г. окончила историко-теоретико-композиторский факультет Государственного музыкально-педагогического института (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных по классу проф. А.А.Степанова, в 1973 г. у него же аспирантуру при ГМПИ им.Гнесиных.
С 1978 г. – член Союза композиторов СССР. Член Союза композиторов России (Москва), Союза композиторов и музыковедов Республики Молдова, Союза музыкальных деятелей Республики Молдова, Союза театральных деятелей Республики Молдова. Профессор кафедры музыковедения и композиции Академии музыки, театра и изобразительных искусств Республики Молдова. Заслуженный деятель искусств Республики Молдова (Maestru оn Artă, с 2004 года), неоднократный лауреат премий на конкурсах музыковедческих работ, проведенных в разные годы Союзом композиторов СССР, Союзом музыкальных деятелей РМ, Союзом композиторов и музыковедов РМ.
Автор более 300 научных и критических публикаций на русском, румынском и английском языках, где круг приоритетных направлений связан с освещением проблем жанра, национального стиля, ладового мышления, особенностей художественного текста и фактуры, а также с пропагандой творчества видных музыкальных деятелей – композиторов и исполнителей и с отражением собственного педагогического опыта. В их числе – две монографии о творчестве композитора Златы Ткач (Злата Ткач. Кишинев: Литература артистикэ, 1979. – 99 с.; Злата Ткач: судьба и творчество. Кишинев, Pontos, 2000. – 240 с.) и монографии о дирижере Борисе Милютине (Борис Милютин. Кишинев: Литература артистикэ, 1987. – 108 c.) и певице Валентине Савицкой (…Одной звезды я повторяю имя, в кн.: Aurelian Dănilă, Galina Cociarova. Valentina Saviţcaia. – Chişinău: Cartea Moldovei, 2007. – P.51–109), статьи о творчестве В.-А.Моцарта, С.Франка, Д.Шостаковича, М.Вайнберга, Л.Гурова, В.Загорского, А.Муляра, З.Ткач и др., об исполнителях (М. Биешу, Е. Образцова, М. Мунтян, А.Палей, А.Стрезева, С.Стрезева, Ю.Гырнец, дуэт Ю.Махович – А.Лапикус, Е.Богдановский и мн.др.), рецензии на концерты, обзоры музыкальных событий (фестивалей «Приглашает Мария Биешу», «Королева-скрипка», «Осенний вокализ» и др.), статьи в энциклопедических изданиях. Опубликованы также материалы читаемого на протяжении многих лет вузовского спецкурса гармонии для композиторов и музыковедов (в виде учебника на румынском языке – в соавторстве с В.Мельник: Armonia. Manual pentru instituţiile de оnvăţămвnt muzical superior pentru specialităţile: "muzicologie", "compoziţie". P.I: Teoria armoniei. Chişinău: Museum, 2001. – 220 p.; Armonia. Manual. P.2 – Istoria armoniei. Chişinău: Museum, 2003. – 344 p.; в 2008 году учебник был номинирован на Государственную премию Республики Молдова), разного рода методические пособия и статьи по проблемам гармонии,

Список публикаций (выборочно) за 2006 – начало 2016 гг.
1. Об элементах концертности в фортепианных сонатах Моцарта. Алексей Алексеевич Степанов. К 90-летию со дня рождения. – Москва: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. РАМ им.Гнесиных, 2006. – С.39–45.
2. Творчество Златы Ткач последних лет (2000–2005). Anuar ştiinţific: muzică, teatru, arte plastice. – Chişinău: Grafema libris, 2006, p.78–88.
3. ...Одной звезды я повторяю имя // Aurelian Dănilă, Galina Cociarova. Valentina Saviţcaia. – Chişinău: Cartea Moldovei, 2007. – P.51–109.
4. Un omagiu pentru maestru (Eugen Doga. Compozitor, academician. – Chişinău: Ed. Ştiinţa, 2007. – 414 p.) // Arta. Seria Arte audiovizuale. – Czişinău, 2008. P.185–189.
5. Русское слово в вокальном творчестве Златы Ткач // Русское слово в молдавском социокультурном полиэтническом пространстве. Материалы конференции. – Кишинев: Этномир, 2008.
6. Приношение музам музыки и театра // Музыкальная академия. М.: Композитор, 2009. – №1. С.86–87.
7. Поль Элюар: «Если заглохнет эхо их голосов, мы погибнем…» (о М.Вайнберге) // Истоки жизни. 2009. №10.
8. Турне в царство великой музыки // ArtInfinit. №1 (1), septembrie-octombrie 2009.
9. Проявления национального стиля в музыке в аспекте проблемы культурного этногенеза и музыкальной этнологии. Международная онлайн конференция «Музыкальная наука на постсоветском пространстве». РАМ им.Гнесиных, Россия, Москва. 15 ноября 2009 – 15 мая 2010.
10. Скрипке, вознесенной в небеса, посвящается (о фестивале «Regina vioara») // ArtInfinit. №2 (2), noiembrie-decembrie 2009.
11. Магическая власть королей музыки. Там же.
12. Ofranda muzelor teatrului liric // Maria Bieşu – vocaţie şi destin artistic. Chişinău, Academia de ştiinţe a Moldovei, Inst. Patrimoniul Cultural, Centrul Studiul Artelor. Ch.: S.n., 2010. P.261–280.
13. Покоряющая музыкальный космос (об Анне Стрезевой) // ArtInfinit. №2 (4), aprilie-mai 2010.
14. Милютин Борис // Молдавско-русские взаимосвязи в искусстве в лицах и персоналиях (2 половина XX – начала XXI в.). Биобиблиографический словарь-справочник в 2 т. / Авт.-сост. К.Шишкан, С.Пожар. Т.2. – Кишинев, 2010.
15. Столяр Ирина. Там же.
16. Чобану-Сухомлин Ирина. Там же.
17. Виктор Симонов: годы творчества в Молдове // Русское поле. 2010. №2.
18. Золото в его сердце, сердце его – в музыке (о Рахманиновском фестивале) // ArtInfinit, 2011, ianuarie-martie.
19. Жанр инструментальной сонаты в творчестве Златы Ткач. Международная онлайн конференция «Музыкальная наука на постсоветском пространстве». РАМ им.Гнесиных, Россия, Москва. Вып.2., 15 января 2011 – 15 мая 2011.
20. Творчество В.Г. Загорского как объект музыковедческого исследования // Cercetări de muzicologie. Vol II. Chişinău: Cartea Moldovei, 2011. P.38–47.
21. Вокальные циклы Златы Ткач последних лет на стихи Агнесы Рошка (I): К проблеме гипертекста в композиторском творчестве // Anuar ştiinţific: muzică, teatru, arte plastice. Arta muzicală (оn baza materialelor ştiinţifice internaţionale şi naţionale din cadrul proiectului Registrul adnotat al creaţiilor muzicale din Republica Moldova. Nr.1-2 (12-13) – Chişinău, 2011. P.197–203.
22. Cavalerii reginei vioară (traducerea din limba rusă de Rodica Iuncu) // Sud-Est cultural: Revista trimestricală de artă, cultură şi civilizaţie. Editori: Institut Cultural Romвn, SUD-EST cultural S.R.L., 2012, Nr1. P.126–130.
23. «Жизнь ей лишь радость сулила» (памяти Марии Биешу) // Русское поле: литературно-художественный и публицистический журнал Ассоциации русских писателей Республики Молдова. 2012. №2 (6).
24. Sonata pentru vioară şi pian A dur de Cézar Franck: Geneza tematismului şi metodele integrării ciclului // Anuar ştiinţific: Muzică, Teatru şi Arte plastice, Nr1 (14), 2012. – Chişinău: AMTAP, 2012 (Grafema Libris). P.27–32.
25. Вокальные циклы Златы Ткач на стихи Агнесы Рошка: образный строй и средства воплощения авторского замысла. В: Anuar ştiinţific: Muzică, Teatru şi Arte plastice, Nr3 (16), 2012. Chişinău: AMTAP, 2012. P.164–174.
26. Tenebre – последнее симфоническое произведение Златы Ткач: к проблеме авторского обозначения жанрового и образного замысла // Anuar ştiinţific: Muzică, Teatru şi Arte plastic. Nr4 (17), 2012. – Chişinău: AMTAP, 2012. P.36–44.
27. Вокальные циклы Златы Ткач на стихи Агнесы Рошка (II): гипертекст и идиолект в вокальном творчестве композитора. В: Anuar ştiinţific: Muzică, Teatru şi Arte plastice, Nr 4 (17), 2012. Chişinău: AMTAP, 2012. P.159–166.
28. Дмитрий Киценко: поиски на пути создания аудиовизуального произведения и факторы обновления структуры художественного текста // Anuar ştiinţific: Muzică, Teatru şi Arte plastice, Acad. De Muz., Teatru şi Arte Plastice. Chişinău: Grafema Libris, 2013. P.13–19.
29. Formula succesului: Mihail Muntean – оn viziunea mijloacelor mass-media şi оn opiniile contemporanilor // Mihail Muntean: o viaţă оn lumea muzicii. Chişinău: О.E.P. Ştiinţa, 2013. P.18–52.
30. Многоязычие литературной основы опер и камерных вокальных сочинений Златы Ткач // Promovarea valorilor naţionale prin limbă, literatură şi istorie, Tezele conf. şt. (Chişinău, 13-14 noiembrie 2012). Chişinău: S.n., 2012. – 180 p. – P.161–166.
31. Полилингвизм литературной основы опер и камерных вокальных сочинений Златы Ткач. (расширенная версия). В: Academia de Muz., Teatru şi Arte Plastice. Anuar ştiinţific: muzică, teatru, arte plastice. – Chişinău: Academia de Muzică, Teatru şi Arte Plastice, 2013. No3 (20) 2013: Arta muzicală (оn baza materialelor şt. Din cadrul proiectului Registrul adnot. Al creaţiilor muzicale din Rep. Moldova). 2013. P.15–22.
32. Проблемы художественной нормы и художественной ценности в контексте суждений о новых тенденциях в музыке XX–XXI веков // Ion Gagim şi universul muzicii. Materialele conferinţei ştiinţifice internaţionale consacrate aniversării a 60 de ani ai savantului. Academia de ştiinţe a Moldovei. Chişinău, 5 iunie 2014. Universitatea da Arte George Enescu, Iaşi: Artes, 2014. P.140–146.
33. Композиторское творчество в Республике Молдова на рубеже XX–XXI веков (инструментальные жанры, музыкальный театр) / научный редактор монографии Е.Мироненко, отв. ред. Кочарова Галина. – Кишинев: Б.и., 2014. – 464 p.
34. Концепция и структура мультимедийного аудиовизуального произведения в творчестве композитора Дмитрия Киценко // Музыка в пространстве медиакультуры. Сб. статей по материалам Международной научно-практической конференции 14 апреля 2014 года. Краснодар: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусства», 2014. С.278–287. Также доступно в интернете
35. Формула успеха: Михаил Мунтян в зеркале СМИ и мнениях современников. В: Aurelian Dănilă, Galina Cocearova. Mihail Muntean: O viaţă dedicată operei: Жизнь посвященная опере. Chişinău: Prut Internaţional, Academia de Ştiinţe a Moldovei. Institutul de Studii Enciclopedice, 2014. P. 229-260, примеч. 263–266.
36. Formula succesului: Mihail Muntean оn mass-media şi оn opinia contemporanilor. Там же, с.79–110.
37. Проблема Композитор и фольклор в аспекте интертекстуальности // «Folclor şi postfolclor in contemporaneitate», conferinţă internaţională (2014; Chişinău). Folclor şi postfolclor in contemporaneitate : Materialele Conferinţei Internaţionale,11-12 decembrie 2014, Chişinău / col. de red.: Victoria Melnic [et al.]. – Chişinău: S. n., 2015. – Р.190–196.
38. Quatre tableaux pour orchestre а cordes Бориса Дубоссарского: музыкальный экфрасис или индивидуальное художественное послание // Studiul artelor şi culturologie: istorie, teorie, practică (оn baza materialelor ştiinţifice din cadrul proiectului Registrul adnotat al creaţiilor muzicale din Republica Moldova). Nr.1 (21). Chişinău: VALINEX SRL, 2014. P.38–44; а также на сайте 4-й Гнесинской конференции, 2016 г. http://gnesinstudy.ru/?cat=29 и http://gnesinstudy.ru/?cat=36
45. А.Тимофеев – З.Ткач: диалог в жанре фортепианной сонаты // Studiul artelor şi culturologie: istorie, teorie, practică (оn baza materialelor ştiinţifice din cadrul proiectului Registrul adnotat al creaţiilor muzicale din Republica Moldova). Nr.1 (21). – Chişinău: VALINEX SRL, 2014. P.85–93.
46. Органный концерт Дмитрия Киценко: особенности аудиовизуальной версии // Studiul artelor şi culturologie: istorie, teorie, practică. No3 (26), 2015. – Chişinău: NOTOGRAF PRIM, 2015. P.54–59.
47. Жанровые метаморфозы во времени, или судьба одного сочинения. Файл статьи по докладу на III Международной интернет-конференции РАМ им.Гнесиных Музыкальная наука в едином культурном пространстве, приуроченной к 70-летию со дня основания академии и 140-летию со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной. 2014–15 гг.
48. «Прикасаясь к Баху…»: Хроматическая фантазия И.С.Баха в стилевом контексте эпохи Барокко. В: Studiul artelor şi culturologie: istorie, teorie, practică. No2 (22), 2014. – Chişinău: Grafema Libris, 2014. P.18–26; а также на сайте 4-й Гнесинской конференции 2016 г. Интернет-ресурс
49. Взаимодействие аудио и визуального ряда в In imo pectore Дмитрия Киценко (с К.Запеска) // Studiul artelor şi culturologie: istorie, teorie, practică. No2 (22), 2014. – Chişinău: Grafema Libris, 2014. P.80–85.
50. «Диалог эпох» в аудиовизуальной версии органного концерта Дмитрия Киценко // Музыка в пространстве медиакультуры. Сборник статей по материалам второй Международной научно-практической конференции 13 апреля 2015 года. – Краснодар, 2015. – С.143–149.
51. Борис Милютин // Галина Кочарова, Изольда Милютина Борис Милютин. К 110-летию со дня рождения. Кишинев – Тель-Авив: Beit Nelly Media, 2015. С.3–116.
52. В.В.Аксенов: историческое исследование сущности музыки // Vladimir Axionov (1950–2012) In memoriam. Оn: Studiul artelor şi culturologie: istorie, teorie, practică. No1 (24), 2015. Chişinău: GRAFEMA LIBRIS, 2015. P.28–37.
53. Органный концерт Дмитрия Киценко: авторский взгляд из настоящего в прошлое мировой культуры // Studiul artelor şi culturologie: istorie, teorie, practică. No2 (25), 2015. Chişinău: VALINEX SRL, 2015. P.51–60.
54. Забытые страницы творчества Иона Маковея. В: Studiul artelor şi culturologie: istorie, teorie, practică. No3 (26), 2015. – Chişinău: NOTOGRAF PRIM, 2015. P.44–50, а также: Забытые страницы творчества Иона Маковея // Artă şi educaţie artistică. Revistă de cultură, ştiinţă şi practică educaţională: Arts and artistic education. No2 (26). 2015, Bălţi. Pp.5–22.
55. Juvenis concert для фортепиано с оркестром Владимира Чолака: черты жанра и формы // Conferinţa ştiinţifică internaţională ОNVĂŢĂMВNTUL ARTISTIC – DIMENSIUNI CULTURALE, 22 aprilie, 2016. Rezumatele lucrărilor. Chişinău, 2016 (cтатья сдана для публикации).
56. Об аудиовизуальной репрезентации сочинений Владимира Чолака: LUTTUOSO как пример жанра in memoriam // Музыка в пространстве медиакультуры: Сборник статей по материалам Третьей Международной научно-практической конференции 18 апреля 2016 года. – Краснодар: издательство КГИК, 2016. – C.89–93.
57. Органный концерт Дмитрия Киценко: особенности аудиовизуальной версии (расширенный вариант) // Artă şi educaţie artistică. Revistă de cultură, ştiinţă şi practică educaţională: Arts and artistic education. NoI (25). 2015, Bălţi. Pp.14–24.