Николай Иванович ПЕЙКО

Пейко Николай Иванович (1916–1995), композитор, пианист, педагог, профессор, член Союза композиторов, секретарь Правления СК СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). В 1940 окончил Московскую государственную консерваторию им.П.И.Чайковского (класс проф. Н.Я.Мясковского). В 1942–1959 преподаватель (с 1958 профессор) Московской консерватории, с 1954 — Государственного музыкально-педагогического института (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных. Член ред. коллегии академического изд. Полн. собр. соч. Н.А.Римского-Корсакова. С 1940 выступал как пианист, с 1946 как дирижер с исполнением своих произведений. Автор статей по вопросам музыкального искусства. Принадлежит к числу выдающихся композиторов-симфонистов России ХХ столетия. Продолжатель национальных традиций, Пейко опирался в своем творчестве прежде всего на достижения русской музыкальной классики и отечественной музыки XX в. Ряд его сочинений навеяны событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 («Драматическая увертюра», 1-я и 5-я симфонии, симфонический цикл «В страде войны»), обращены к истории (балет «Жанна д’Арк», опера «Ночь царя Ивана» по мотивам повести А.К.Толстого «Князь Серебряный», оратория «Дней давних бой» по мотивам памятника древнерусской литературы «Задонщина»). Одна из сфер творчества П. свидетельствует об интересе к национальным традициям народов мира (первая башкирская опера «Айхылу», совместно с М.Валеевым, 1941; сюита «Из якутских легенд», «Молдавская сюита», Семь пьес на темы народов СССР, Концертная фантазия на финские темы и др.). Снискал репутацию выдающегося энциклопедиста своего времени. Был одарён феноменальной памятью, горячим темпераментом и выдающимися музыкальными и аналитическими способностями, обладал глубокими познаниями в поэзии, литературе, истории культуры. Живо откликался в прессе на события текущей музыкальной жизни. Автор статей о новых произведениях Н.Я.Мясковского, Д.Д.Шостаковича, Б.А.Чайковского, В.Лютославского, О.Мессиана и др., а также рецензии на первое русское издание «Трактата по инструментовке» Г.Берлиоза (в переводе С.П.Горчакова). Как педагог воспитал целую плеяду (более 50) талантливых композиторов (в т.ч. С.Губайдулина, Е.Птичкин, Е.Ботяров, А.Бузовкин, А.Журбин, В.Суслин, Е.Туманян, В.Шуть, А.Ларин).

СОЧИНЕНИЯ

оперы «Айхылу» (по мотивам драмы С.Мифтахова, 1943, в соавторстве с М.М.Валеевым, 2-я редакция 1953, без соавтора), «Ночь царя Ивана» (по А.К.Толстому; 1982);
балеты «Весенние ветры» (по одноимённому роману К.Наджими, 1950, в соавторстве с З.В.Хабибуллиным), «Жанна д’Арк» (1953–1956, 2-я редакция «Легенда о Жанне», 1979), «Берёзовая роща» (1964), «Абакаяда» (1982);
для солистов, хора и оркестра — кантаты «Строители грядущего» (на слова Н.А.Заболоцкого, 1952), «Пинежье», для контральто, тенора и струнного оркестра (по рассказам Ф.А.Абрамова из цикла «Трава-мурава», 1984), оратории «Ночь царя Ивана» (по мотивам произв. А.К.Толстого, 1968), «Дней давних бой» (к 600-летию Куликовской битвы, 1980);
для оркестра — 9 симфоний (1946, 1946–1960, 1957, 1965, 1969, 1972, 1977, 1986, 1992), Симфониетта (1940), Концерт-симфония (1974), сюиты «Из якутских легенд» (1940, 2-я редакция 1957), «Из русской старины» (1948, 2-я ред. 1963), Молдавская сюита (1950), Симфониетта (1940), вариации (1947), 7 пьес на темы народов СССР (1951), Симфоническая баллада (1959), увертюра «К миру» (1961), Каприччио (для малого симф. орк., 1960); для фп. с оркестром — концерт (1954);
для скрипки с оркестром — Концертная фантазия на финские темы (1953), 2-я концертная фантазия (1964);
камерно-инструментальные ансамбли — 3 струнных квартета (1963, 1965, 1976), фп. квинтет (1961), децимет (1971);
для фп. — 2 сонаты (1950, 1975), 3 сонатины (1942, 1943, 1957), вариации (1957) и др.;
для голоса с фп. — вокальные циклы «Сердце воина» (сл. сов. поэтов, 1943), «Звуки ночи Гарлема» (сл. поэтов США, 1946–1965), 3 муз. картинки (сл. С.А.Есенина, 1960), Лирический цикл (сл. Г.Аполлинера, 1961), 8 вокальных поэм и триптих «Осенние пейзажи» на стихи H.A.Заболоцкого (1970, 1976), романсы на сл. А.А.Блока (1944–1965), Бо-Цзюй-и (1952) и др.;
музыка к спектаклям драм. театра, кинофильмам и радиопостановкам.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

О музыке якутов // Советская музыка, 1940, №2 (совм. с И.Штейманом);
27-я симфония Н.Я.Мясковского, в кн.: Н.Я.Мясковский. Статьи, письма, воспоминания. Т.1. М., 1959;
Воспоминания об учителе, там же;
Г.Берлиоз — Р.Штраус — С.Горчаков. О русском издании «Трактата Берлиоза» // Советская музыка, 1974, №1;
Две инструментальные миниатюры (Композиционный анализ пьес О.Мессиана и В.Лютославского), в сб.: Музыка и современность. Вып.9. М., 1975.

ЛИТЕРАТУРА

Беляев В. Симфоническое творчество Н.Пейко // Советская музыка, 1947, №5;
Боганова Т. О музыке Н.Пейко, там же, 1962, №2;
Григорьева Г. Н.И.Пейко, М., 1965;
её же, Вокальная лирика Н.Пейко и его цикл на стихи Н.Заболоцкого, в сб.: Музыка и современность. Вып.8, М., 1974.
Рыбакина Е. Николай Пейко: очерк жизни и творчества. М.,1980.
Пейко Н.И. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007.

НАГРАДЫ

Государственная премия (1947, за 1-ю симфонию)
Государственная премия (1951, за «Молдавскую сюиту» для симфонического оркестра)
орден Трудового Красного Знамени (1946)