Михаил Самойлович ПЕКЕЛИС

Пекелис Михаил Самойлович (1899, Киев — 1979, Москва) — музыковед, музыкальный историк, профессор, член Союза композиторов. Окончил в 1922 Киевскую консерваторию по классам ф-п. (у Г.Н.Беклемишева) и теории и истории музыки (у Б.Л.Яворского). В 1922–1924 учился в Высшем литературно-художественном институте в Москве. В 1923–1927 преподавал хоровое пение и теоретические предметы в Академии Коммунистического воспитания им.Н.К.Крупской, в 1926–1937 — в Музыкальном техникуме им.Гнесиных, в 1925–1943 — в Московской консерватории (с 1930 профессор, в 1937–1943 — зав. кафедрой истории музыки народов СССР), позднее — в консерваториях Свердловска, Киева, Горького, а также в ГИТИСе (1944–1948). В 1948–1949 и с 1955 — профессор Музыкально-педагогичекого института им.Гнесиных. Был научным сотрудником Государственной академии художественных наук (ГАХН, 1931–1932), зав. сектором музыки Института истории искусств АН СССР (1948–1949). Основой научных интересов Пекелиса была русская музыка. Огромен его вклад в исследование творчества А.С.Даргомыжского: трёхтомник «Даргомыжский и его окружение», «Даргомыжский и народная песня: к проблеме народности в русской классической музыке», статьи «Даргомыжский и Щепкин», «Автобиография Даргомыжского» и др. В 1947–1967 благодаря усилиям Пекелиса было издано Полное собрание сочинений композитора. Перу Пекелиса принадлежат исследования творчества М.П.Мусоргского. Осуществил источниковедческие разыскания для изданий сочинений Даргомыжского, Мусоргского и ряда историко-музыкальных публикаций. Им написаны главы для учебника «История русской музыки» (т.1–2, М., 1940, также общая ред.). Под его ред., со вступ. статьёй и комментариями изданы произведения А.С.Даргомыжского: Полные собрания — романсов и песен (т.1–2, М., 1947), вокальных ансамблей и хоров (М., 1950), сочинений для симфонического оркестра (М., 1967), Собрание сочинений для ф-п. (М., 1954), «Эсмеральда» (клавироперы, М., 1961), а также «Избранные письма» Даргомыжского (вып.1, М., 1952), «Избранные письма» Мусоргского (М., 1953) и «Литературное наследие Мусоргского» (кн.1–2, совм. с А.А.Орловой, М., 1971–1972). Редактор учебного пособия «Советская музыкальная литература» (М., 1963, 1972). При его участии изданы сб. «Музыкальное наследство», т.1–4 (1962–1976).

СОЧИНЕНИЯ

Франц Шуберт // Музыка и революция, 1928, №10;
А.Даргомыжский. М., 1932;
О реализме Даргомыжского // Советская музыка, 1934, №4;
Рационалистические черты в жизни и творчестве Даргомыжского, там же, 1934, №12;
Романсы В.Гайгеровой, там же, 1937, №2;
Драматургия Пушкина и русская опера, там же, 1937, №5;
История русской музыки, т.1–2.М., 1940;
Даргомыжский и русская народная песня. М., 1951;
А.С.Даргомыжский. Избранные письма. Вып.1 (сост., ред., предисловие). М., 1952;
М.П.Мусоргский. Избранные письма (сост., ред., вступ. статья). М., 1953;
«Эзопова речь» в творчестве Мусоргского // Советская музыка, 1956, №7;
Об автобиографии Даргомыжского, там же, 1957, №7;
А.С.Рабинович как музыкальный учёный, в кн.: А.С.Рабинович. Избранные статьи и материалы. М., 1959;
Музыкально-эстетические воззрения и литературные труды M.Ф.Гнесина, в сб.: М.Ф.Гнесин, Статьи, воспоминания, материалы, М., 1961;
Советская музыкальная литература. Учебное пособие (общая ред., предисловие). М., 1963, 2-е изд. 1969, 3-е изд. 1972;
А.С.Даргомыжский и его окружение, т.1–2, М., 1966–1973, т.3, 1983;
Два автографа // Советская музыка, 1969, №9;
Неизвестные музыкальные произведения А.П.Бородина и Е.С.Протопоповой-Бородиной, в кн.: Музыкальное наследство, т.3, М., 1970;
Русская певица Л.И.Кармалина // Советская музыка, 1972, №11;
М.П.Мусоргский. Литературное наследство (совм. с А.А.Орловой), т.1, 2 (сост., общая ред., вступ. статьи). М., 1971, 1972;
сб. Музыкальное наследство, т.1. М., 1962, т.2, ч.1–2. М., 1966, 1968, т.3, М., 1970, т.4. М., 1976 (ред., публикации).