Ирина Арнольдовна СКВОРЦОВА

Музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории.
Родилась 5 февраля 1956 г. в Москве. 1981 г. окончила Московскую консерваторию, в 1987 г. – аспирантуру. Ученица проф. И.А.Барсовой, под руководством которой написала дипломную работу «Гавриил Попов. 20-е годы» (1981) и диссертацию на соискание степени канд. иск. Тема канд. диссертации: «Музыкальная поэтика балета П.И.Чайковского "Щелкунчик"» (Московская консерватория, 1992). Тема докторской диссертации: «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX–XX веков» (Московская консерватория, 2010).
С 1981 г. сотрудник отдела редких изданий и рукописей Научной музыкальной библиотеки им. С.И.Танеева Московской консерватории.
В 1988–1994 гг. работала в Государственном хореографическом институте.
С 1993 г. преподает на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, в настоящее время – заведующая кафедрой.
С 2001 г. – декан Факультета повышения квалификации при Московской консерватории, где читает авторский курс «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX–XX веков». Занимается музыкально-критической, научной и организационной деятельностью. Провела курс лекций по истории русской музыки в Самаре (1997, 1998), Татарстане (1998, 1999), Архангельске (2000).
Более 10 лет Скворцова совместно с Е.Царёвой организует и участвует в лекциях-концертах «Университета музыкальной культуры», которые ежемесячно проходят в Малом зале консерватории. С 2001 г. Скворцова организует и ведет ежемесячные «Встречи в музыкальной гостиной», которые проходят в Конференц-зале консерватории.
В 2006 г. научный руководитель Архива Московской консерватории.

СПИСОК РАБОТ

Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ–ХХ веков // Монография М., 2009.
Балет П.И.Чайковского « Щелкунчик»: опыт характеристики. Учебное пособие. МГК, М., 2011. 8,5 л.
«Щелкунчик» Чайковского – новый тип балетного спектакля // Музыкально-исполнительское искусство: проблемы стиля и интерпретации. М., 1989.
Размышляя над программой балета «Щелкунчик» // Балет, специальный выпуск, посвященный М.Петипа. М., 1993.
«Мост между разлетающимися галактиками». Диалог с В. Тарнопольским, беседа вторая // Музыкальная академия. 1993, №2.
«Щелкунчик» П.И.Чайковского. Проблемы концепции и стиля // «Muzica», польский журнал. 1994, №1 (152).
Замыслы и их судьба. Неизвестные страницы творческого диалога М.И.Петипа и П.И.Чайковского // П.И.Чайковский. К 100-летию со дня смерти. М., 1995.
«Иоланта» – диалог режиссера и критика // Большой театр России. Программа. М., 1997.
«Загадочный свет «Иоланты». М., Большой театр, сезон 222, 1997/1998.
Стилистические черты русского модерна в балете Чайковского «Щелкунчик» // Личность. Образование. Культура. Самара, 1998.
Пушкинский текст – уникальный феномен в русской музыкальной культуре XIX–XX веков // Наследие А.С.Пушкина и информационная культура России. Краснодар, 1999.
Разнотембровый ансамбль солистов в русском авангарде 20-х годов. Гавриил Попов. Септет. // Музыка XX века. Московский форум. Сб.25. М., 1999.
На подступах к модерну: черты «нового стиля» в творчестве Римского-Корсакова и Чайковского // Традиции русской культуры. Вып.3. Москва – Волгоград, 2000.
Стиль модерн как культурологическая проблема // Проблемы отечественной музыкальной культуры. М., 2001.
От романтизма – к модерну. Мазурки Скрябина // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь И.А.Барсовой. М., 2002.
Скрябин: «Великий мистик?». «Человек стиля модерн?» (взгляд на фортепианное творчество) // Из истории русской музыкальной культуры. МГК, Сб. 35. М., 2002.
«Щелкунчик» Гофмана и Чайковского: к вопросу о корреляции музыкального и литературного текстов в балете. Сборник «Русская музыка XVIII–XX веков. Культура и традиции». Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 2003.
Модерн – барокко: опыт культурологической ретроспективы // Бортнянский и его время. МГК, Сб. 43. М., 2003.
Фортепианные миниатюры Скрябина в контексте «нового стиля». М., 2003.
«Иоланта» на московской сцене // П.И.Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Вып.2 / Составители П.Е.Вайдман, Г.И.Белонович. М., 2003.
Стравинский и новый стиль (Черты модерна в русском периоде творчества) // Ипполитовские чтения. К юбилею М.М.Ипполитова-Иванова. М., 2004.
Стиль модерн и романтизм в русской музыкальной культуре рубежа XIX–XX веков // Партитура виртуоза. Альбом виртуалистики и аретеи. М., 2004.
Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ–ХХ веков // Русская музыка. Рубежи истории. МГК. Сб.51. М., 2005.
Стиль модерн и русская музыка рубежа XIX–XX веков (рассуждения на тему в форме свободных вариаций // Музыкальная академия. 2005. №4.
Традиции и новаторство в русском музыкальном искусстве рубежа веков // Ипполитовские чтения, М., 2006.
Стабильные и мобильные черты в русском музыкальном искусстве конца XIX – начала XX веков. (Сквозь призму модерна). Воронеж, 2006.
Судьба Московской консерватории в эпистолярном наследии П.И.Чайковского (по переписке Чайковского и Танеева) // Научные чтения памяти А.И.Кандинского. МГК, Сб.59. М., 2007.
Эстетика модерна в одноактных балетах Глазунова // Стиль и жанр в искусстве и традиционной культуре: современные аспекты исследования. Болховитиновские чтения. Воронеж, 2008.
Черты модерна в культурном пространстве рубежных эпох // Музыка в системе межкультурных коммуникаций на рубеже ХХ–ХХI веков. Сб.ст. М. 2009.
Новые стилевые веяния в эпоху Римского-Корсакова. Стиль модерн // Наследие Н.А.Римского-Корсакова в русской культуре. К 100-летию со дня смерти композитора. Москва. 2009.
«О таинствах вещал он с дерзновеньем…» // Музыкальная академия, 2009, №3.
Портрет А.Н.Скрябина в интерьере современной культуры // Музыкальная академия, 2009. №4.
Параллели модерна // Музыкальная жизнь, 2009, №12.
Знаки модерна в русской музыке рубежа ХIХ–ХХ в. // Музыковедение, 2009, №11.
Общехудожественная и музыкальная иконография модерна// СПб., Консерватория, MUSICUS, 2010, №1-2.
Романтизм как генезис «нового стиля» в русской музыке рубежа ХIХ/ХХ веков// Музыковедение, 2010, №1.
Отражения модерна в русской музыке рубежа ХIХ/ХХ веков // Fioretti Musicali. Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой. Сб. статей. 2011.
Судьба сталинского попутчика. Композитор русского авангарда – Гавриил Попов // Академия художеств, 2011, интернет сайт.
Глазунов и Муха: диалог двух художников // Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца ХIХ – начала ХХ века. М., 2012.
От романтизма к модерну // Романтизм: истоки и горизонты. Книга по материалам конференции. М., 2012.
О просветительской программе «Встречи в музыкальной гостиной» // Критика. Музыкознание. Современные аспекты. Статьи и материалы. СПб. консерватория. 2012.
Межвидовые методы исследования музыкального модерна // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2012, №2 (11)
Композитор русского авангарда – Гавриил Попов // Музыкальная жизнь. 2012, №3.
Скрябин и стиль модерн // Научный вестник Московской консерватории 2012, №3.
Скрябин и стиль модерн // Музей Скрябина. Сб. ст. М., 2013.
Островок гармонии. «Ели Вы хотите меня знать слушайте мою музыку» // Музыкальная жизнь, 2013, №4.
С.В.Рахманинов и стиль модерн: параллели и различия // С.В.Рахманинов и мировая культура. Материалы международной научно-практической конференции 15-16 мая 2013 г. Ивановка, 2013. С.50–56.
Два великана, русского музыкального искусства // Музыкальная жизнь, 2013, июнь №6.
Русская музыка и стиль модерн // Мир музыки (Musiqi Dunyasi) 4/57 2013. С.37–42
Метнер и модерн: противоречия и точки пересечения // Ученые записки Российской академии музыки им.Гнесиных. 2013. №4. С.14–20.
Стиль модерн как комплексное явление в русской музыке рубежа ХIХ–ХХ веков // Электронный Журнал общества теории музыки 7.2014/3.
Музыкальное просветительство: опыт музыкальной гостиной в Московской консерватории // Музыкальное искусство в современном социуме. Сб. научных статей Ростов-на-Дону. 2014. С.126–131.
Г.Попов и его музыка к легендарному фильму «Чапаев» // Закадровое искусство: история и теория киномузыки. Сб. ст. М.: МГК, 2014.
Принципы модерна в творчестве С.В.Рахманинова. «Остров мертвых» в авторской интерпретации // Музыкальная академия, 2014 №3.
П.И.Чайковский и Московская консерватория: два юбилея // П.И.Чайковский. Забытое и новое. Исследования, материалы к биографии, воспоминания современников. Альманах. Вып.3. М., 2015. 360 с., ил. С.28–31.
Музыка на все времена и для всех народов» («Мы все из племени порожденного Чайковским») о юбилее Чайковского // Российский музыкант, май, 2015.
Принцип «декоративного оформления» как проявление эстетики развлечения в русском музыкальном модерне // Наука без границ / Сборник статей к 15-летию журнала «Musiqi dunyasi». 2015. С.86–91.
Декоративность в музыкальном искусстве русского модерна // Научные проблемы современного музыкального искусства. Материалы научно-практ. конференции. Уфа, 2015. С.31–35.
Принципы модерна в творчестве С.В.Рахманинова. «Остров мертвых» в авторской интерпретации // Рахманинов и ХХI век. Прошлое и настоящее. Сб. ст. М.: МГК, 2016
Жанр симфонической поэмы в контексте иконографии модерна // Проблемы музыкальной науки. Ростов, 2016. С.37–41.
Консерваторские годы С.В.Рахманинова. Формирование индивидуального стиля на примере вокального творчества // С.В.Рахманинов и проблема исторической памяти России [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, 3-4 декабря 2015 года, Санкт-Петербург / Арт-Холдинг «Рахманинов», Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка»; ред. сост. И.Н.Вановская. Тамбов. 2016. – 188 с. С.50–55.
Традиции кафедры истории русской музыки. А.И.Кандинский и его школа / Второй международный Конгресс общества теории музыки // Музыкальная академия, №2, 2016. С.22–24.