Ираида Рафаэльевна ЮСУПОВА

Родилась 20 февраля 1962 года, г. Ашхабад, Туркменистан (СССР). Окончила Московскую государственную консерваторию (1987, класс проф. Н.Н.Сидельникова). Композитор, медиахудожник, режиссёр, член Союза московских коспозиторов и Союза кинематографистов России. Стипендиатка Дармштадтских Курсов Новой Музыки (1998). Композитор в резиденции в Центре для композиторов в Висбю (Швеция, 2005). Художник в резиденции в Центре современного искусства в Кремсе (Австрия, 2002). Участник многих международных музыкальных фестивалей и фестивалей современного искусства. Музыка исполнялась в Германии, Австрии, Ирландии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швеции, Швейцарии, США, Канаде, Латвии, Эстонии, Польше, Литве, Турции, звучала в радиопрограммах BBC-3, Кёльнского, Канадского, Эстонского радио.
Творческие приоритеты - стремление к универсальности и сильное тяготение к синтезу.

Медиа-опера «Эйнштейн и Маргарита» номинирована на «Золотую Маску» и получила главный приз фестиваля Rusk-Off в Ницце (2007). Диплом фестивалей документальной мелодрамы в Саратове и «Ночь видео в Цветле» (Австрия) за фильм «Последняя тайна Термена». Диплом Биеннале современного искусства в Ханты-Мансийске в номинации «видеоарт». Шорт-лист фестиваля Артдокфест – фильм «АЗ (Анатолий Зверев)». В 2001 г. вошла в десятку «самых заметных российских композиторов» в рейтинге МН.

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

«Цветенье ив» (3), камерная кантата на слова Бориса Пастернака (1992)
«Большая ночная серенада», камерная симфония (1993)
«Роза ветров» для струнного оркестра и рояля памяти Н.Н.Сидельникова (1993)
Концерт для гобоя и камерного оркестра (1993)
«Тайна Вавилона», симфония (1994)
«Соната без первой части» для ф-п. (1994)
«Канон-элегия» для ф-п. (1994)
«Астролатрия», дивертисмент для ансамбля солистов в 2 версиях (1994)
«Постлюдия-посвящение, или вариация на баскскую народную тему» для домры и двух роялей (1994)
«Два маленьких канона на слова английских поэтов», камерная кантата (1994)
«Опера-марина» (1995) отдельные её части существуют как самостоятельные произведения: «Рожденье Венеры», версия для симфонического оркестра и фонограммы (1995), версия для брасс квинтета и одного или более роялей (1994), версия для брасс квинтета, одного или более роялей и фонограммы (1998)
«Ожидание», маленький концерт для гобоя соло и фонограммы (1994)
«Отплытие», версия для квартета саксофонов (1992), версия для квартета саксофонов и фонограммы (1996), версия для квартета саксофонов и двух фонограмм (1996), версия для квартета саксофонов и женского голоса (1996), версия для квартета саксофонов, фонограммы и женского голоса (1996)
«И моря уже нет, или новое путешествие звука», две версии для плёнки, несколько версий для ансамбля Покровского и фонограммы (1998)
«Мефисто-сад. Времена года», проект мультимедиа из 4 частей по несколько версий каждая (1995–2005)
«Пение девственников на горе Сион», композиция для ансамбля Покровского, скрипки, 2 виолончелей, клавишных гуслей и фонограммы (1997)
«Exvoto « для ансамбля солистов (1995)
«Каденция и кода для виолончели с оркестром», композиция для виолончели с обработкой, симфонического оркестра и фонограммы (1998)
Триптих на слова А.С.Пушкина для ансамбля Покровского (1999)
«Отрывки из «Фауста»«, мистерия (1999)
«Детская кантата» на слова Геннадия Айги для детского хора, рояля и фонограммы (2000)
«Скучные песни земли», камерная кантата на сл. М.Ю.Лермонтова (2000)
«Три медитации на евангельский сюжет» из «Страстей – 2000» на сл. Леонида Белого, Вячеслава Курицына и Веры Павловой (при участии Дмитрия Чеглакова) (2000)
«Птицы», проект мультимедиа в нескольких версиях (1999–2001)
«Поликордия», композиция для беспедальной арфы, виолончели, рояля и фонограммы (2001)
«DiesIrae» для контратенора, баса-октависта и инструментального ансамбля (2001)
«Маленькая утренняя музыка», композиция памяти отца для рояля соло (2002)
«More…», электроакустическая композиция (2002)
«Без названия», электроакустическая композиция, (2000). Версия для сопрано, виолончели и оркестра (2004)
«НОСФЕРАТУ-симфония» для камерного ансамбля и видео-проекции (фильм В.Мурнау НОСФЕРАТУ, 1924) (2003)
«Китеж – 11» для органа и фонограммы (2003)
«Китеж – 14» для скрипки, овалоида и фонограммы (2003)
«НОВАЯ АЭЛИТА, или трагическая история революции на Марсе», опера-караоке (проект-мультимедиа на основе фильма Я.Протазанова и фотодигидромов Александра Долгина) (2003)
«На пути в Дамаск» для камерного ансамбля (2003)
«DiesIrae –2», композиция на тексты русских духовных стихов для вокального ансамбля, скрипки, рояля и фонограммы (2003). Версия для вокального квартета, камерного хора, скрипки, беспедальной арфы и органа (2008)
«Воспоминание о прерванной песне» памяти Луиджи Ноно. Электроакустический перформанс (2003). Версия (2007)
«Пастораль». Фантазия на темы Адольфа Венцеля для виолончели и рояля (2003). Версия для сопрано, виолончели и рояля (2011)
«Китеж – 19» для одного или двух терменвоксов и фонограммы (2004)
«Китеж – 22», электроакустическая композиция (2004)
«Эйнштейн и Маргарита», опера в 4 действиях с прологом и эпилогом, либретто Веры Павловой и Ираиды Юсуповой при участии Стивена Сеймура (2004)
«Баллада» на слова Дмитрия Александровича Пригова (часть коллективной мини-оперы «День рождения Мюнхгаузена») (2005).
«Роза ветров – 2», композиция для струнного оркестра и рояля (2005)
Фантазия для арфы и органа (2005)
«Готическая кантата» на слова Дмитрия Александровича Пригова для смешанного хора и инструментального ансамбля с поэтическим перформансом (две версии инструментального состава) (2006). Версия для 2 сопрано, смешанного хора, инструментального ансамбля и фонограммы (2012)
«Отзвуки ушедшего века» (шесть хоров на канонические и неканонические тексты) для смешанного хора и фонограммы (2006)
«Планета ПИ», опера в 4 действиях с прологом и эпилогом для 9 певцов, 10 инструментов, фонограммы и видео на рир-экране, либретто Веры Павловой по мотивам Карло Гоцци (2007)
«Vasa», композиция для альт-саксофона и органа (2007)
«Отплытие», версия для квартета кларнетов и фонограммы (2007)
«Прекрасные терменвоксы в прекрасных амбиентах» для 2 терменвоксов, гобоя, струнного квартета и рояля (2008)
«Прекрасная скрипка в прекрасном амбиенте» для барочной скрипки и барочного ансамбля (2008)
«Прекрасная арфа в прекрасном амбиенте» для беспедальной арфы и ансамбля старинной музыки (2008)
«Композиция на почти канонический текст» для баса-профундо и камерного хора (2008)
«Прекрасные Дидоны в прекрасном амбиенте. Последний сон Пёрселла», китч-штюк на тексты Нахума Тэйта, Джона Драйдена, Вилли Мельникова для 2 контратеноров, камерного хора и барочного ансамбля (2009)
«Прекрасные континуумы в прекрасных амбиентах», концерт для виолончели, рояля и органа с камерным оркестром (2010).
«Роза ветров – Х», композиция для оркестра терменвоксов и фонограммы (2010), версия для фонограммы и мультилингвального поэтического перформанса (2010)
«Прекрасные голоса в прекрасных амбиентах», композиция для струнного квартета и фонограммы (2010)
«Портрет жены художника», композиция для струнного квартета и баса - рояля с обработкой, контрабаса, бас-гитары или фонограммы (2010), версии для струнного оркестра (2012) и гобоя, скрипки, альта, виолончели, рояля (2012)
«Самарканд», камерная кантата на текст Эвелины Шац для сопрано, домры, органа и дафа (2011)
Casta Diva. Композиция для контратенора, ансамбля, фонограммы и хора финских «крикунов» (2011)
«Послание», композиция на тексты Вилли Мельникова для симфонического оркестра, смешанного хора, консорта шаманских бубнов и фонограммы (2012)
«Фанфары океана» для симфонического оркестра (2012).
«Прекрасные сэмплы в прекрасных амбиентах», композиция памяти и в честь Бенджамина Бриттена для гобоя, скрипки, альта, виолончели и рояля (2012)
«Арфистки в аду», медиа-опера (2012)
«Прекрасные звуки в прекрасных амбиентах», композиция для гобоя и рояля (2012).
«Антракт» для гобоя, фонограммы и видеопроекции (2012)
«Роза ветров – Z», композиция для терменвокса, фонограммы и мультилингвального поэтического перформанса (2012).
«Разговор-животных». Балет-мистерия (либретто Наталии Кайдановской)для фонограммы, народных голосов, скрипки и ударных (2012).
«Рожденье Венеры». Балет-мистерия (либретто Наталии Кайдановской и Ираиды Юсуповой)для 3 клавесинов, флейты, маримбы, рояля, клавишных гуслей, ударных, Тесла-органа/тромбона и голосов (2013)
«Прекрасные слова в прекрасных амбиентах». Кантата на слова Германа Виноградова для смешанного хора, 3 солистов, органа, рояля и струнного ансамбля (оркестра) (2013)
Фантазия для арфы и рояля (2013)

e-mail: iyusupova62@mail.ru
http://classic-online.ru/ru/composer/Yusupova/8901
http://www.classicalarchives.com/artists/yusupova.html
http://www.ovar.myweb.nl/yusup.htm
http://www.proarte.ru/yusupova
http://composers21.com/compdocs/yusupovai.htm
http://www.musicmakers-online.com/M-00012