ПЕСЕННАЯ СЕКЦИЯ

В течение 2013 года композиторы, входящие в песенную секцию, вели напряженную творческую жизнь (читать дальше...)

 

Созидательная деятельность песенной секции протекает напряженно и активно на протяжении всего периода существования Союза композиторов и, добавим, в течение всего исторического периода от начала 30-х годов прошлого века вплоть до сегодняшнего дня.
Основная характеристика песни как явления – это ее безусловная непосредственная связь с жизнью: история песни – это история нашей страны. Как говорила А.Н.Пахмутова, «песня ближе других жанров стоит к жизни и поэтому она больше других жанров похожа на человека. И надо очень любить этого самого человека со всеми его недостатками, с его болями и противоречиями, чтобы попытаться понять его и со знанием дела написать о нем».
Энтузиазм индустриализации и коллективизации, трагические годы войны, первые международные фестивали молодежи и студентов, борьба за мир, освоение целины, выход в космос, строительство БАМа… И, конечно, повседневная внутренняя жизнь людей с ее эмоциями, страстями, любовью, разлукой, радостными и горестными переживаниями.
Главное, что нужно отметить – любимые песни не просто звучали на концертах, распространялись по радио и телевидению – их действительно пел народ: в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, в домашнем кругу, за праздничным столом. Песню как жанр по праву называли массовой, она становилась знаменитой, родной и близкой миллионам людей.

С первых же лет организации Союза композиторов в нем активно работали песенная секция, оборонная, в которой также звучали песни. В начале 1930-х годов это были песни, еще носившие отголоски гражданской войны, революции, овеянные романтикой благородного переустройства мира, героизма в бою, веры в дальнейшую счастливую жизнь. Их авторами чаще всего были братья Д. и С.Покрасс, В.Белый, Н.Чемберджи, Л.Книппер. Едва ли не самым популярным эстрадным композитором этого времени оказался А.Давиденко, много сделав для становления советской массовой песни. Тогда, – вспоминала писательница О.Берггольц – «каждая песня была вовсе не песней, а просто настоящей правдой, — и про британские моря, и про то, что мы готовы идти в бой. Да мы вовсе и не пели песни, мы только выговаривали, выдыхали то, что было на душе, — все мы, и рабочие, и школьники, и учителя, шагавшие рядом с нами». Суровая баллада «Партизан Железняк» и «Песня о Щорсе» М.Блантера вошли в репертуар Л.Утёсова.
«Катюша» М.Блантера , которая затем облетела весь мир, появилась в феврале 1939 года на премьере программы, подготовленной вновь созданным Государственным джаз-оркестром Союза ССР под управлением М.Блантера и В. Кнушевицкого.
Началось триумфальное шествие песен И.Дунаевского: они сходили в концертную практику с киноэкранов. Композитор создал музыку к фильмам «Вёселые ребята» (1934), «Три товарища» (1935), «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1938). Всесторонний талант Т.Хренникова-композитора проявился и в песнях, которые также становились всенародно любимыми.
С 1932 года началась и продолжалась всю жизнь деятельность В.Захарова с хором имени Пятницкого, где он был музыкальным руководителем и композитором. Песни «Ой, туманы мои», «Песня о России», «И кто его знает» имели всенародное признание – творческая линия, давшая хорошие всходы и в последующие десятилетия.
Великая отечественная война принесла новое мироощущение, новые темы для воплощения в искусстве. Главным музыкальным событием начала войны стала «Священная война» А.В.Александрова – могучая песня, поднимавшая силой своего художественного образа на священную борьбу с ненавистным врагом. С песней М.Блантера «До свиданья, города и хаты», написанной 23 июня 1941 г., уходили на фронт новобранцы. Развивалось творчество М.Фрадкина, Е.Жарковского. В песнях военных лет получает развитие органическое взаимопроникновение героики и лирики; особая потребность возникла в песнях лирических, сокровенных, их герои вспоминали родной дом, близких, любимых, верили в обязательную встречу после окончания войны. На эти настроения ответили К.Листов знаменитой «Землянкой», М.Блантер «В лесу прифронтовом», Н.Богословский «Темной ночью». В конце войны уже звучали песни А.Новикова – «Смуглянка», «Дороги».
Была велика гражданская активность композиторов: в составе фронтовых концертных бригад они выезжали на фронт, давали многочисленные концерты в тылу.
Военные события проявили лучшие человеческие качества – доблесть, героизм, любовь к Родине, верность. И на всей последующей художественной истории нашей страны военное время отложило огромный отпечаток. В 68-ю годовщину Победы главным фильмом о войне назвали созданный после войны фильм «В бой идут одни старики», пронизанный «Смуглянкой» А.Новикова. Послевоенное время отмечено темой борьбы за мир, что отразилась в песнях С.Туликова, В.Мурадели.

Знаком нового времени, знаком новой композиторской формации явилась песня Э.Колмановского «Я люблю тебя, жизнь».
С конца 1950-х – времени воссоздания Союза московских композиторов – формируется и затем расцветает ярко, повсеместно, долговременно (прорастающее во всей последующей творческой и социальной жизни, вплоть до конца 80-х годов) уникальное, нигде в мире больше не наблюдаемое явление – творчество целой плеяды композиторов-песенников. Их произведениям свойственны черты общности: мелодическая напевность, искренность, особое проникновение в мир человеческих чувств и настроений. Яркость интонационного зерна запоминающейся мелодии сочетается с самобытной гармонией, развитой фактурой сопровождения, современной аранжировкой. Тем не менее, в определенном стилистическом единстве наблюдается жанровое разнообразие и проявляются индивидуальные особенности письма. Привлекательная страница песенной классики – это лирика, изобилующая всеми эмоциональными оттенками человеческих страстей - любовью, разлукой, радостными и горестными переживаниями.
Здесь целое созвездие имен: П.Аедоницкий, Л.Афанасьев, А.Бабаджанян, Н.Богословский, Г.Гладков, А.Двоскин, А.Зацепин, С.Кац, Э.Колмановский, Е.Крылатов, В.Левашов, Л.Лядова, А.Мажуков, Б.Мокроусов, А.Монасыпов, А.Основиков, А.Островский, А.Пахмутова, Е.Птичкин, Ю.Саульский, М.Таривердиев, В.Темнов, С.Туликов, А.Фаттах, О.Фельцман, Б.Фиготин, А.Флярковский, М.Фрадкин, Я.Френкель, В.Шаинский, И.Якушенко. Значительный вклад в песенную классику внесли композиторы-симфонисты – Д.Шостакович, Т.Хренников, А.Эшпай, Р.Щедрин, В.Казенин.
Тем не менее, каждый композитор настолько ярок, самобытен, что хочется хоть несколько слов сказать о некоторых из них.
Воспевание родной страны было главным для С.Туликова: его патриотические песни формировали музыкальную атмосферу многих десятилетий. Непревзойденной вершиной является «Родина» (ст. Ю.Полухина), в начале 70-х годов песня предваряла телевизионную ежевечернюю программу «Время».
Творчество А.Пахмутовой широчайшего диапазона: от романтически-возвышенной «Песни о тревожной молодости» до развлекательной «Птицы счастья», от величественной «Поклонимся великим тем годам» до проникновенной, полной чарующей красоты «Мелодии». Ее творчество – это музыкальная эстафета, которая передается, не увядая, от поколения к поколению.
Если бы Я.Френкель написал только одну песню - «Журавли», то и этого ему хватило бы для всенародной славы и любви. Сегодня он сам летит со своей бессмертной стаей белых журавлей... Е.Долматовский оставил удивительно точный и лаконичный портрет Я.Френкеля-композитора: «Песни Я.Френкеля подобны старым верным друзьям: с ними не обязательно встречаться слишком часто или непременно по праздникам, но их присутствие в твоей жизни постоянно, а потому важно и дорого».
О.Фельцман – автор оперетт и песен, инструментальных концертов и балетной музыки. В его песнях – конкретика фактов перерастает в лирическое проникновенное высказывание: запуск первого в мире космонавта рождает «14 минут до старта», дружба европейских народов отражается в песне «Венок Дуная», подвиг летчиков в мирное время воспет в балладе «Огромное небо».
В. Шаинский вошел в историю отечественной песни, наполнив души и детей и взрослых светлой радостью, счастливым взглядом на мир. «Улыбка», «Песня крокодила Гены». «Чунга-Чунга» – какое уже поколение воспитывается на этих песнях.
Л. Лядова – композитор необыкновенной созидательной энергии. Она заряжает зрительный зал, и не хочется его покидать, когда поет и играет композитор Людмила Лядова.
В.Темнов - истинно народный композитор по призванию. Наверное, нет человека в России, кто не знал бы «Веселую кадриль» или «Кнопочки баянные». Точнее, широкая публика считает эти песни народными – ведь их самозабвенно поют, под них лихо отплясывают, их слушают по радио, на концертах – и так продолжается уже не один десяток лет.
Оказалась устойчивой традиция, когда в концертной жизни, быту появляются песни, написанные для кино или театральных постановок. Так во многом развивалось творчество А.Лепина, М.Зива. Более 120 художественных и мультипликационных фильмов «озвучено» Е.Крылатовым. «Умка», трилогия «Простоквашино», «Достояние Республики», «Приключения Электроника», «Чародеи», «Гостья из будущего» принесли замечательные песни: «Колыбельная медведицы», «Лесной олень», «Ласточка», «Крылатые качели», «Прекрасное далёко», «Три белых коня».
А нашумевшим хитам из мультфильмов «Бременские музыканты», «Как Львенок и Черепаха пели песню», «Поезд памяти» и «Голубой щенок» мы обязаны Геннадию Гладкову.
Прекрасными страницами послевоенного творчества стали песни П.Аедоницкого, Б. Фиготина о войне – отклик, воспоминания о тех грозовых событиях. «Если б не было войны» М.Минкова на прочувствованные стихи И.Шаферана в исполнении В. Толкуновой стала лирическим признанием всех, кто пережил военные годы. Вершина – «День Победы» Д.Тухманова, без которой уже трудно представить нашу действительность.

Отечественная песня всегда была осмысленной, несла определенную идею, выраженную современным поэтическим языком, о чем не раз говорил Я.Френкель: «Настоящая песня, при кажущейся простоте и доступности, всегда произведение высокого искусства. В песне, сочетающей музыку и слово, все должно быть предельно ясно».
Поэтому соавторы-поэты чрезвычайно важны были для композиторов, песни создавались в тесном содружестве, органично сочетая музыкальное и поэтическое начало. В. Лебедев-Кумач, М.Матусовский, М. Исаковский, Е.Долматовский, Л.Ошанин, Р.Рождественский, Ю.Левитанский, Е.Евтушенко, С.Островой. Ю.Полухин, А.Фатьянов, А.Дементьев, Л.Дербенев, И.Шаферан, А.Поперечный, Б.Дубровин, Н.Доризо, К.Ваншенкин, И.Гофф, Н.Добронравов, К.Ваншенкин, М.Танич, М.Пляцковский, В.Татаринов, Ф. Лаубе, В.Харитонов, В.Семернин – вот их имена.
Песни предполагали определенный исполнительский стиль. Полное звучание эстрадно-симфонического или джазового оркестра, большого по составу хора, хорошо поставленные, богатые по тембру голоса солистов. Сдержанное сценическое поведение, красивые, но строгие костюмы, скромное световое сопровождение – все должно было концентрироваться на песенном содержании.
Особой исполнительской активностью отличались Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова, Государственный русский народный хор имени Пятницкого, Академический Большой и Большой Детский хоры Гостелерадио. Знаменитый Академический большой концертный оркестр, который впоследствии получил имя Ю.Силантьева, с энтузиазмом первооткрывателя знакомил слушателей с новой музыкой. Ровесник Великой Победы, подлинное признание коллектив получил в годы, когда в течение 25 лет им руководил Юрий Васильевич Силантьев. С 1989 года главным дирижером и художественным руководителем оркестра становится М.Кажлаев. В дни 60-летия Великой Победы коллектив выступил с программой «Поклонимся великим тем годам» в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Сотни ветеранов Великой Отечественной войны стоя аплодировали любимому оркестру и дирижеру: звучали знаменитые и неувядаемые песни военных лет. В 2007 году главным дирижером и художественным руководителем Академического большого концертного оркестра имени Ю.Силантьева назначен композитор А.Клевицкий.
Солисты… каждый артист – это целая эпоха для слушателя: возникают свои ассоциации, дорогие сердцу воспоминания, надежды на новую встречу с любимыми певцами. И.Архипова, И.Козловский, Е.Образцова, Т.Синявская, М.Магомаев, Л.Зыкина, Ю.Гуляев, И.Кобзон, Л.Лещенко, Э.Хиль, М.Кристалинская, Т.Гвердцители, В.Толкунова. Г.Ненашева, Л.Серебренников, Р.Ибрагимов, Е.Поликанин, О.Ухналев. Актеры драматических театров и кино были не менее любимы, ведь так важна правильная интонация, умение передать оттенки поэтического текста. В этом ряду – М.Бернес, К.Шульженко, В.Трошин, Л.Гурченко.
Композиторы-песенники всегда были желанными участниками в мероприятиях, проводившихся в стране. Телевидение и радио было насыщено музыкальными программами. В начале 70-х годов на телевидении появилась «Песня года», ставшая индикатором художественных настроений, демонстрацией песен, уже полюбившихся слушателям. Корифеи песенной музыки, а также новые авторы становились участниками популярной программы. Здесь следует упомянуть такие передачи, как «Утренняя почта», «Голубой огонек», «А ну-ка, девушки», трансляции праздничных концертов, где отечественной песне отводилась важная роль.
Поддерживалась система худсоветов. Представители песенной комиссии рекомендовали песни для исполнения в концертах, записи на радио, телевидении, на фирме «Мелодия», формировали публикации песен в нотных сборниках.
Фирма грамзаписи «Мелодия» выпускала музыкальные новинки: песни московских композиторов расходились огромными тиражами. Молодые артисты соревновались на вокальных исполнительских конкурсах, жюри которых возглавляли композиторы-песенники. Издательства «Советский композитор», «Музыка» публиковали песенные сборники. Существовали закупки песен в министерстве культуры. Действовала система авторских отчислений в ВААП, затем РАО. Композиторы награждались государственными наградами – премиями, орденами, им присваивались почетные звания.
Бюро пропаганды союза композиторов, задача которого была обозначена в его названии, проводило фестивали искусств, Дни советской музыки, тысячи концертов в самых дальних уголках страны. Композиторы вместе с артистами всегда участвовали в этих популяризаторских кампаниях, давали интервью на радио, телевидении, в прессе – рассказывали о своих поездках, делились впечатлениями от встреч со слушателями.

Музыкальная атмосфера нашей страны всегда была насыщенной. Наряду с массовой песней в ее классической разновидности существовали барды, коллективное творчество участников ВИА, национальные эстрадные школы, мировая поп и рок-музыка. Самые широкие формы приняло вокально-инструментальное музицирование; это была молодежная песня, живейшим образом откликающаяся на достижения мировой музыки, – раскованная по тематике, лексике, с новым электронным инструментарием, открытой манерой пения, собирающая зрительские стадионы. К данному направлению можно отнести ансамбли «Песняры», «Самоцветы», «Веселые ребята», «Надежда», «Сябры», группу Стаса Намина, группу «На-На» и многие другие.
ВИА явились стартовой площадкой для многих композиторов следующего поколения. Здесь могут быть названы Д.Тухманов и О.Иванов, П.Слободкин и Т.Ефимов, В.Мигуля и Ю.Антонов, М.Дунаевский и Р.Горобец.
Интенсивно развивалось творчество Е.Мартынова, А.Журбина, А.Градского, И.Крутого, А.Рыбникова, Г.Мовсесяна, Л.Квинт.

Композиторы-песенники всегда пользовались уважением своих коллег – композиторов и музыковедов. Председателями Союза композиторов Москвы в свое время были В.Мурадели, С.Туликов, Б.Терентьев. В 1979 году на IV съезде композиторов Российской Федерации заместителем председателя правления Союза композиторов РСФСР был избран Я.Френкель.
Председателями песенной комиссии были Э.Колмановский, Е.Птичкин (до 1993), В.Петров (до 2001). В данное время – народный артист России О.Иванов. Долгое время заведующей песенной комиссией была И.Е.Олинская, теперь, с 1990 г. – Т.К.Журбинская.

Распад Советского Союза, новые веяния, потрясавшие страну, отразились соответственно и на песенном жанре. Происходила коммерциализация искусства, следствием глобализации явился Интернет, изменились требования к творчеству, формы реализации песенной продукции. Сместились акценты – на первый план стали выходить исполнители, формировался первоначальный шоу-бизнес. Острота событий этих лет постепенно сменилась большей устойчивостью, признанием традиционных ценностей.
В настоящее время Комиссия песенной музыки по-прежнему многочисленна, в нее входят композиторы разных поколений, плодотворно существуя друг с другом, уважая взаимные интересы.
Все без исключения композиторы, члены комиссии, занимаются активной творческой деятельностью. Также – в зависимости от личных склонностей - преподают, гастролируют, возглавляют жюри или являются членами жюри различных песенных и композиторских конкурсов. Старшее поколение – В.Шаинский, В.Темнов, Л.Лядова, А.Флярковский, А.Основиков; среднее поколение – Д.Жаров, А.Мисин, А.Клевицкий, Ю.Мартынов, Т.Ефимов, К.Рощин, Э.Якубова, А.Ктитарев, Г.Шайдулова, Гр. Гладков, А.Сивашова-Богословская, А.Покидченко, О.Каледин, C.Ухналев, А.Батурин, С.Томин, В.Купцов, А.Аедоницкий, принятые недавно в союз композиторов – А.Зубков, И.Зубков, И.Демарин, А.Добронравов.
Комиссия выполняет многообразные функции. Традиционная, проверенная временем форма работы – прослушивание песен, инструментальных миниатюр с последующим обсуждением, выяснением позиций, творческого кредо. Иногда это бывает «Творческий портрет». Незадолго до своего ухода из жизни М.Минков представил панораму своего творчества, отвечал на вопросы, был оживлен, в хорошем настроении.
Главному фестивалю союза композиторов – «Московской осени» всегда предшествует серьезная подготовка, так как песенные концерты фестиваля – итог значительной творческой и организационной работы комиссии.
Авторские концерты композиторов проводятся как в Московском Доме композиторов, так и в концертных залах Москвы. Особенно здесь отличается композитор А.Покидченко, который с необыкновенным пиететом к авторам как ушедшим, так и ныне здравствующим, представляет слушателям творчество коллег по цеху. Так было в авторских концертах, посвященных П.Аедоницкому, А.Бабаджаняну, Ю.Саульскому, О.Фельцману и многим других.
В комиссии появляются новые поэты – Д.Дарин, О.Грисевич, что стимулирует композиторское творчество. Привлекаются молодые исполнители – студенты музыкальных и театральных учебных заведений. Особенно тщательно, кропотливо проводится подготовка музыкантов к вступлению в творческий союз.

Песенное творчество продолжается…